Что зоопланктон школьникам рассказал?

Статьи / Авто 11 февраля 2017 218

Ребята решили проверить экологическое состояние озера в парке культуры и отдыха. О качестве воды им поведал зоопланктон (а именно – мелкие ракообразные) – главный обитатель водоемов.

– Исследовательский проект стартовал в 2013 году, тогда им занимались Александра и Виктор Елисеевы. Школьники изучали животные микроорганизмы, обитающие в озере, – рассказывает Яна Авраменко. – Ребята определили качественный  состав зоопланктона в нашем водоеме.  Дело в том, что зоопланктон – чувствительный индикатор экологического состояния водоема. Именно поэтому, прежде чем приступить к мониторингу воды, сначала нужно было определить, какие подвиды планктона обитают в озере.

Результаты научного труда дети представили на конкурсах исследовательских работ различных уровней – от муниципального до всероссийского. Занимали первые и призовые места. Затем, когда Саша и Витя покинули стены образовательного учреждения, на смену им пришли другие учащиеся. Сегодня проектом занимаются Иван Салтуганов и Вероника Шигабетдинова.

– Мне очень нравится биология, а также экология – на мой взгляд, ей люди уделяют мало внимания. Когда узнала о проекте, который курирует Яна Петровна, сразу захотела присоединиться к исследованию. Эта работа требует много свободного времени и концентрации внимания, – говорит Вероника Шигабетдинова, учащаяся 8 класса.

К экологическому мониторингу Иван и Вероника приступили в середине июля 2016 года. Они охотно работали над исследованием, в течение двух месяцев в одно и то же время отбирали пробы, а затем изучали их в лаборатории. Ребята использовали метод Майера – выделяли наличие или отсутствие животных, характерных для той или иной водной среды. По сути, ребята дали старт экологическому мониторингу водоема.

– Я узнал много нового, к примеру, то, что такие маленькие существа могут хранить огромный объем информации. Мы немало времени потратили на «разговоры» с зоопланктоном, он поведал нам многое об озере, в котором жители нашего города любят купаться летом, – делится Иван Салтуганов, ученик 6 класса.

Как выяснили юные исследователи, в нашем озере не обитают организмы, характерные для чистых вод, зато обнаружены виды зоопланктона, которые любят загрязненные водоемы.

– Так что качество воды в озере оставляет желать лучшего… К сожалению, это неудивительно, в процессе взятия проб мы неоднократно наблюдали ситуации, когда люди выбрасывали с пирса бутылки, окурки и другой мусор. Так что призываю жителей нашего города бережнее относиться к природе. Сейчас они наносят урон ей, но ведь в дальнейшем это может отразиться на всех нас, – отмечает Яна Авраменко. – Наша работа не закончена. В следующем году составим мониторинг качества воды озера за последние пять лет. А также планируем исследовать и отразить общую экологическую картину нашего города – проверить флору и фауну водных, почвенных и наземных сред обитания.

Кстати, полученные результаты исследователи оформили не только в привычном печатном варианте, но и в виде фото-, видеофрагментов. Ознакомиться с ними может любой желающий. Кроме того, ученики изготовили препараты дафний и бокоплавов – это виды планктонных ракообразных, которыми сегодня на уроках биологии при изучении темы «Царство Животные. Тип Членистоногие» пользуются учащиеся второй школы.

К слову, первый месяц весны станет очень насыщенным и для юных исследователей, и куратора проекта. В начале марта Яна Авраменко примет участие в IV Всероссийской конференции учителей «Проектная деятельность в школе: мотивация, содержание, методики», которая пройдет в Сочи, где представит опыт проектно-исследовательской работы в школе. Затем научный руководитель вместе с авторами работы, успешно прошедшей заочный тур окружного конкурса Всероссийских Чтений им. В. И. Вернадского, отправится в Новый Уренгой на очный этап этого же конкурса.

 

Фото Юлианны Фальш

Валерия ЧИЖИК №6 от 9 февраля 2017года

Баннер
Баннер
Баннер