Чтобы зал аплодировал стоя

Статьи / Авто 2 октября 2015 393

Сцена на сером фоне без декораций и света, один творческий коллектив сменяет другой… В Доме культуры «Украина» идет отбор номеров для ближайшего концерта. Все кажется несколько бесформенным, бессвязным и грустным, как рассыпанные бусы. Но уже через несколько дней талантливо нанизанное украшение засверкает.

В актерской – суета сует! Одни пудрят носы, другие распеваются или отрабатывают танцевальные движения, третьи затягивают корсеты или шнуруют ботинки. Волнуются все. Каждый из них мечтает стать участником концертной программы, но не каждому повезет. А все потому, что требования к качеству номеров сейчас очень высокие.

«Мы только наработали своего зрителя, который с большим желанием стал приходить на наши мероприятия. Поэтому не можем понизить планку, - говорит режиссер концертной деятельности ДК «Украина» Николай Атаманов. - Если на концерте зритель усомнится в профессионализме работников культуры, то грош нам цена. Одним разом можно все перечеркнуть».

Неустанно репетировать

«Чтобы соответствовать всем требованиям, необходимо долго и упорно трудиться», - считают участницы «Образцового» танцевального коллектива «Радуга» Лариса Муртазина, Нелли Болышева и Вера Фетисова. Последняя пришла на «экзамен» вместе с двухлетним сыном. «Очень люблю танцевать, в общей сложности занимаюсь этим уже восемнадцать лет, из них восемь - в Муравленко, - поделилась молодая мама. - Это увлечение всей моей жизни, нравится выходить на сцену, овации зрителей. Ради этих минут я готова неустанно репетировать».

Удачное форматирование

Изменения, которые произошли за последние год-два в культурном пространстве нашего города, сразу же заметили муравленковцы. Праздничный концерт «Назад в 80-е» в прошлом году по многочисленным просьбам горожан был дан три раза. Подумать только: не просто одна песня или танец, а целый концерт на бис! Зрители аплодируют нашим артистам стоя.

«Мысль о том, что нужно изменить формат проведения праздничных мероприятий, витала в воздухе давно. В первый год нам не удалось этого сделать, так как в коллективе и в городе сложились определенные стереотипы, правила, устои, и сломать это сразу было невозможно, - говорит Наталья Тягунова, начальник управления культуры и молодежной политики. - Концерты давались в пустой зал. Это говорило о том, что определенный уровень развития достигнут и нужно шагать дальше. К счастью, среди коллег нашлись единомышленники, которые также загорелись идеей попробовать что-то новое».

Миксуем!

Одной из главных фишек стало слияние всех участников в единое целое: если раньше каждый творческий коллектив выходил на сцену только своим составом, то сейчас они выступают исключительно в совместных проектах. «Мы - один большой коллектив, одна команда, единое целое, и делаем одно общее дело, - уверена Наталья Анатольевна. - В наших проектах активное участие принимают и учреждения образования».

Нон-стопом, на одном дыхании, без ведущих и каких-либо эмоциональных пауз проходит концерт за концертом. Каждый впечатляет по-своему, но одинаково сильно, глубоко проникает прямо в сердце. Взять, к примеру, недавнее мероприятие, посвященное памяти погибших в Беслане сотрудников ФСБ. Дети разного возраста с гвоздиками в руках пели трагическую песню «Мама, как хочется пить», на заднем плане демонстрировались фотографии, запечатлевшие те страшные события, а боковые экраны транслировали кадры происходящего в это же время в других городах России. «На репетиции эта линейка у нас никак не получалась. Дети не понимали, что мы от них хотим, - говорит Наталья Тягунова. - Только после того, как их усадили в зал, рассказали о событиях в Беслане, объяснили, почему мы проводим это мероприятие, и показали видеоролик, они погрузились в тему и, несомненно, стали другими внутри. Очень важно, чтобы в концертах патриотической направленности участвовали дети. К 9 Мая мы получили большое количество военной формы, и на примерку пришли старшеклассники. Вначале они шумели, смеялись. Происходило все в танцевальном зале, где много зеркал. Но когда парни облачились в эти одежды, они замерли, почувствовали всю святость момента. Детей куда направишь, туда они и пойдут, как с ними разговариваешь, так они и отвечают».

О если б знали, из какого сора…

Органично вплетаются в концертные программы театральные номера, художественное слово. Но то, что зритель видит уже на сцене, зачастую рождается не в одном творческом споре, а иногда и в самый последний момент. Начинается все с заседаний рабочей группы, в которую входят режиссеры, специалисты Дома культуры  и управления. «Иной раз мы собираемся по двадцать раз, - смеется Наталья Анатольевна. - Не всегда рождается что-то сразу. Постоянно находимся в поиске, просматриваем уйму материалов, переделываем все по-своему. Часто на ходу меняем декорации». «Когда мы готовились к концерту, посвященному Дню Победы, Алексей Окаев, начальник отдела культуры, дал нам список из пятидесяти двух фильмов о войне для обязательного просмотра, - рассказывает Андрей Голышев, режиссер концертной деятельности ДК «Украина». - Мы делили этот список на троих, и по ночам во время гастролей изучали, искали, черпали идеи, чтобы создать что-то свое. Мы хотим не просто писать стандартные сценарии или скачивать их из Интернета, а фантазировать, сочинять, воплощать задумки, чтобы человек мог прочувствовать все сердцем и захотел прийти на концерт снова».

Большой объем работы ведется и видеоинженерами. Например, если фотография не вписывается в формат мероприятия, или видеофильм нужно переформатировать, подогнать под размер главного экрана, то им приходится потратить не один час сверхурочного времени, чтобы выполнить задачу.

«Порядка пяти сценариев к концерту «Назад в 80-е» были забракованы. Мы не жили в то время, не знаем, как это - стоять в очереди за колбасой, - говорит Николай Атаманов. - Советовались со старшими, просмотрели десятки фильмов советского периода. К сожалению, не всегда все получается, но мы учимся, стремимся быть лучше».

Упало платье, упало на пол…

Не обходится на сцене и без курьезов. На генеральной репетиции во время инсценировки боя один из артистов, не рассчитав силу удара, врезал прикладом муляжа автомата по голове другого так, что тот на несколько секунд отключился. Режиссерская комиссия похвалила упавшего за то, что он очень реалистично сыграл свою роль.

В другом эпизоде, уже на концерте, солист, у которого на переодевание между номерами было всего сорок секунд, на сцену выйти с коллегами успел, но без микрофона. Быстро сориентировался и хорошо спел без него. «У солистки нашего ансамбля во время исполнения последнего куплета песни лопнула застежка платья, и оно стало сползать у нее с плеча. Девушка повернулась к зрителю другим боком и с невозмутимым видом допела и дотанцевала до конца, - рассказывает Николай Атаманов. - У меня на новогоднем утреннике однажды случился конфуз. Компьютер завис, и вместо сказочницы, которая должна была сообщить, что сказочке конец, на фоновом экране вдруг появилась картинка Кремля. В зале находилось более трехсот детей. Я повернулся и спросил их, были ли они в Кремле, рассказал, какая там замечательная елка, и пригласил на нашу».

Труд артиста нелегкий, требует много душевных сил и времени, а главное - искреннего внутреннего горения. И нам, муравленковцам, посчастливилось, что в культурной сфере нашего города работают именно такие. «Наша работа интересна сама по себе, - говорит Андрей Голышев. - Мы получаем истинное наслаждение от того, что делаем, и никакие материальные блага не могут с этим сравниться».

 

Фото Юлианны ФАЛЬШ

 

Татьяна КОЗАРЬ

Баннер
Баннер
Баннер