Обустраивать Север ехали самые смелые люди

24 февраля 2019 604

Свинцово-синие тучи ползли низко и грузно над сосняком. Такого мрачного августа Владимир Петрович ещё не видел. Небольшое селение на клочке почвы в гуще тайги с суетной беготней людей на стройплощадках напоминало ему муравейник. Над «оазисом» то и дело сновали грузовые вертолеты.

«Бррр…» – сморщился он, отгоняя рой мошкары и комарья. Но отступать было некуда. На строительство нового поселка на Крайнем Севере летом 1985 года Владимир Усков отправился осознанно. На тот момент ему исполнилось 35 лет. За плечами у него уже был опыт работы в суровых условиях – в Якутии. А дома в Челябинской области оставались жена и четверо детей. В планах было подзаработать немного деньжат и вернуться обратно, к семье. Владимир Усков тогда и представить себе не мог, насколько этот край пленит его сердце.

«Вызов мне пришел в шестую автобазу треста «Холмогортрубопроводстрой» города Ноябрьска, – рассказывает Владимир Петрович. – До этого я работал старшим мастером ремонтно-механической мастерской в Миньярском каменном карьере. Здесь же меня оформили старшим механиком автоколонны. Но оказалось, что жить негде. Поэтому предложили отправиться в поселок Муравленковский. Делать нечего, согласился. Везли меня сюда, как кота в мешке. Сначала – на «нуль», там стояли «Татры». Познакомили с водителями и оставили там до конца рабочего дня. А вечером предоставили жилье – металлическую бочку».
С первых дней всё сложилось как нельзя лучше. Не успел Владимир Усков приехать, сразу назначили на должность начальника автоколонны в СМУ-63 треста ХТПС. Новый северянин с головой окунулся в работу – активно велась отсыпка Суторминского и Муравленковского месторождений. Но вскоре грянули перемены. В августе 1985 года вышел приказ об организации НГДУ «Муравленковскнефть», а также Управления технологического транспорта № 7. Удивительно, но водителям тогда платили гораздо больше, чем инженерно-техническим работникам. Виктор Петрович ушел с должности начальника и перешел на работу в УТТ-7.

Несколько месяцев подряд он на Новопурпейском месторождении был, как говорят, на подхвате: где-то строил, где-то ремонтировал, а где-то и просто тяжести таскал. Из 200 честно заработанных руб-лей оставлял себе небольшую сумму «на курево», остальные отправлял домой в Челябинскую область, Ашинский район, город Миньяр, на пропитание семье. «А регистрация в паспорте у меня тогда стояла интересная: «Муравленковский водозабор», – вспоминает Владимир Усков.

Удивительное время было. На Север ехали самые горячие, энергичные, молодые люди, полные задора, огня и желания работать. Не зря сейчас многие первопроходцы вспоминают, как быстро построили наш город. Тунеядцев и отлынивающих от работы не было. Все были на виду, и все были впереди. Рвение к труду, опыт и решительность Владимира Ускова быстро заметили. Осенью 1985 года его избрали секретарем партийной организации. И вскоре вновь назначили начальником автоколонны. Выделили квартиру, куда он сразу же привез семью.

Позже УТТ-9 и УТТ-6 объединили в производство технологического транспорта «Суторминск-нефть», которое возглавил Владимир Усков. Под его руководством тогда трудились 3 500 работников, в ведении было 1 757 единиц техники. Работа спорилась, хотя и трудностей хватало. Рядом находились надежные товарищи, друзья, с которыми он начинал свой трудовой путь в поселке, ну и, конечно же, семья. Затем новая должность – заместитель начальника НГДУ по обеспечению производства, где он курировал вопросы транспорта, строительства, энергетики. А после слияния двух НГДУ – «Суторминскнефть» и «Муравленковскнефть», в 2004 году – очередное испытание судьбой: его должность сократили.

«Я вернулся туда, где начинал, – продолжает вспоминать первопроходец. – Возглавил реорганизованное из УТТ-7 ТП (Транспортное производство). А через полгода вышел на заслуженный отдых. Но долго на пенсии находиться мне не дали. Попросили выйти на работу помощником заместителя генерального директора по обеспечению производства в Муравленковскую транспортную компанию. А через месяцев семь-восемь мы с супругой решили уехать «на землю».

В Муравленко Владимир Петрович – частый гость. Здесь обосновались его дети, внуки. «Регулярно приезжаю сюда. Супруга уже не может по состоянию здоровья, а я не могу без этого города – тянет. Это ж моя малая родина, – делится Владимир Усков. – Дорог для нас этот город. Мы ж сюда приехали, здесь даже воробьев не было, только комары да мошки. Сейчас иду по улицам Муравленко, и на душе радостно, что мы такой вот город построили. А главное, он живет и процветает. Так и нужно жить с энтузиазмом, дорожить каждым днем, думать, что оставишь после себя своим детям, внукам, правнукам».

Татьяна Козарь

Другие новости по теме:
Баннер