23 сентября 2022 1 620
Автор: Екатерина Сапаровская

Преподаватель музыкальной школы по классу фортепиано Ирина Надеина за 37 лет подготовила в Муравленко немало успешных учеников, победителей престижных конкурсов. Три года назад  она начала реализовывать образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2021 году программа была представлена на городском конкурсе «Сердце отдаю детям» и принесла ей победу.В этом году стала лидером одноименного окружного конкурса и вошла в число финалистов всероссийского состязания педагогов дополнительного образования.

– Ирина Викторовна, когда в вашей жизни появилась музыка?

– Заниматься я начала в восемь лет. Это была не моя мечта, а мамина. Она прожила трудную жизнь, пережила войну, голод, разруху, но всё-таки смогла стать педагогом, как и хотела. У нее был очень красивый, сильный голос, она любила петь украинские песни, но вот научиться играть на фортепиано не получилось. Эту свою мечту она воплотила во мне. А для меня музыка стала одним из смыслов жизни уже гораздо позже.

– У вас большой и разнообразный педагогический опыт. Как вы считаете, что важнее – талант или усердие?

– Однозначно ответить сложно. Могу только сказать, что без усердия талант может угаснуть или вообще не проявиться, и наоборот, усердие иногда позволяет подняться на значительную высоту в творчестве. Конечно, идеальный вариант, когда все звезды сходятся: и способности есть, и стремление учиться, и родители поддерживают, и преподаватель – настоящий профессионал. Но так бывает нечасто. В наше время слово «талант» стало каким-то немножко заезженным. На самом деле это редкость, дар божий, если он попадает в руки мудрого учителя – результат всегда потрясающий.

– Как вы поступаете, если у вашего ученика снижается интерес к занятиям?

– Сначала разбираюсь в причине, что-то меняю в педагогической тактике, заручаюсь поддержкой родителей. Вообще, опыт показывает, семьдесят процентов успеха – умные родители, понимающие, что музыка – прежде всего труд, что она дает много-много плюсов интеллекту и эмоциям. В моем классе, как правило, именно такие папы и мамы учеников, поэтому результаты нашей совместной работы убедительны.

– Могут ли занятия музыкой помочь расширить ограниченные возможности или преодолеть недуг?

– Преодолеть недуг – нет, не могут. А вот поспособствовать преодолению и расширить ограниченные возможности – это реально. В музыкальном, художественном, театральном искусстве заложен громадный потенциал «лечебного эффекта», поэтому технология так и называется – арт-терапия.

– В чем суть вашей методики работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ?

– Я не могу сказать, что методика полностью моя, авторская. Дополнительная общеразвивающая программа «Ступени в музыку» – это, скорее, синтез педагогических технологий, которые в музыкальной школе на обычных уроках не применяются. Связаны они прежде всего с арт-терапией, когда средствами искусства помогают ребенку в реабилитации. Плюс к этому еще сэндплей и тестопластика, эвритмия и гимнастика Деннисона, зеркальное рисование и различные упражнения для развития крупной и мелкой моторики. Проверенные временем технологии, которые реально работают. Я просто собрала в единый дидактический блок то, что меня привлекло, и то, во что сама верю. Программа направлена на определенную группу детей с ограниченными возможностями, не имеющих ментальных отклонений в здоровье, это важно. Кроме того, я автор программы «Музыка и окружающий мир», именно этот предмет преподаю особенным детям. Стараюсь его сделать максимально синтезированным по содержанию и технологиям. Суть в том, чтоб эти дети занимались наравне со всеми и не чувствовали остро свою «особенность», чтобы учились общаться, верили в то, что и у них всё получится. Все эти слова легко сказать, но очень непросто исполнить на деле. Нужны терпение, такт, труд и творчество. Испытываю радость и гордость от того, что дети занимаются на моем уроке с удовольствием, им интересно, они не уходят из школы. В 2023 году у нас будет первый выпуск по программе «Ступени в музыку».

– Поделитесь, пожалуйста, профессиональными планами.

– Пока только один пункт – подготовиться к финалу Всероссийского конкурса  профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и достойно представить наш округ там. А дальше – посмотрим. Я не умею спокойно работать, мне всё время надо что-то преодолевать, к чему-то стремиться. Поэтому планы в любом случае обязательно выстраиваются.

Гордость педагога

Анастасия Орлова – многократный стипендиат губернатора ЯНАО, победитель и призер более чем 40 исполнительских конкурсов различного уровня, в том числе очных международных конкурсов в Неаполе, Риме, Ницце, Париже. Обладатель четырех Гран-при исполнительских конкурсов городского и международного уровня.

Анастасия Третьякова – стипендиат губернатора ЯНАО, победитель и призер более чем 30 исполнительских конкурсов различного уровня, в том числе очного конкурса в рамках Международного фестиваля «Большой» (Мечавник, Сербия), обладатель двух Гран-при исполнительских конкурсов городского и международного уровня, дважды участница Международной летней творческой школы в г. Суздале, победитель смотра юных дарований  Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств».

Другие новости по теме: