Как помочь детям стать успешными

Статьи / Авто 27 августа 2016 272

Психологи утверждают, что никакого ужаса нет. Период адаптации к школе – естественный процесс, который проходит каждый первоклассник. А насколько этот процесс будет благоприятным для ребенка, во многом зависит от родителей.

Найти золотую середину

«Если родители испытывают тревожность и в семейных беседах проговаривают свои страхи и опасения по поводу обучения, то их состояние неуверенности обязательно передастся ребенку. И в этом случае адаптация первоклассника в школе будет проходить намного тяжелее, чем у детей, уверенных в себе и окрыленных поддержкой пап и мам, –

поясняет педагог-психолог школы  № 6 Людмила Петлёваная. – При этом важно понимать, что ребенок идет в школу не за пятерками, а за знаниями и умениями».

В адаптационный период каждый ребенок без исключения нуждается в поддержке родителей. Но при этом, по мнению специалистов, важно найти золотую серединку, чтобы не задавить его инициативу гиперопекой, излишней требовательностью не развить в нем чувство неполноценности, а чрезмерной собственной занятостью и пассивностью не сформировать в нем безразличие к школе, учению и саморазвитию.

Адаптация

По наблюдениям педагогов, больше половины первоклассников за первые два месяца обучения успешно адаптируются к школе. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, приобретает друзей, положительно относится к школе, адекватно воспринимает предъявляемые требования, внимательно слушает объяснения учителя и легко усваивает учебный материал, проявляя интерес к самостоятельной работе.

Другим детям, их примерно треть, требуется больше времени для адаптации. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто конфликтуют со сверстниками. У таких ребят встречаются трудности в усвоении учебного материала.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 10-15 процентов детей, у которых к значительным трудностям в учебе прибавляются трудности в общении и поведении. У таких детей преобладают отрицательные эмоции, отсутствует желание учиться и посещать школу, появляются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита, что свидетельствует о переутомлении ребенка.

Важно не пропустить эти первые трудности адаптации ребенка и своевременно обратиться за помощью к классному руководителю или узким специалистам.

Не так, как хочется…

«Для первоклассника важны стабильный режим дня, прогулки на воздухе,  полноценный сон. Это надо соблюдать безоговорочно. В противном случае ребенок будет постоянно уставшим и сонным, и ему тогда сложно усваивать программу обучения. Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. К примеру, делать не только так, как хочется, но и так, как нужно. При этом важно соблюдать правила, выполнять действия по образцу. Занимайтесь его интеллектуальным развитием. Это не значит, что надо организовывать с ним специальные занятия. Получить новые знания он может во время прогулок и семейного отдыха. Ведь окружающий мир – это огромная энциклопедия», – говорит Людмила Петлёваная.

Это, конечно, не все рекомендации. Их очень много: и навыки самообслуживания, и умение общаться и договариваться со сверстниками и взрослыми, и умение разграничивать добро и зло, сопереживать, поддерживать… Единого, правильного для всех «рецепта» нет! Каждый ребенок уникален. С одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам»…

«Учитывайте особенности своего ребенка, прислушивайтесь к нему, поддерживайте его. Помните: всё, чему вы научите его сейчас, а главное, чему он научится сам под вашим руководством, поможет ему быть успешным в школе и избежать трудностей адаптации», – резюмировала Людмила Петлёваная.


Что делать, чтобы адаптационный период завершился без осложнений?

  • - Ежедневно искренне интересуйтесь у ребенка, как прошел сегодняшний день, что было интересным, трудным, что узнал нового, с кем подружился.
  • - Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
  • - Не думайте за него.
  • - Не перегружайте.
  • - Не навязывайте ему свою помощь, пока он не попросит вас об этом.
  • - Устраивайте ребенку маленькие праздники.
  • - Хвалите за успешно выполненное задание.

 

Нина ГУЛЬТЯЕВА