Талант, мастерство и харизма

Статьи / Авто 22 октября 2015 280

77 претендентов на победу, череда показательных уроков, напряженное ожидание…  И вот оно - объявление результатов первого финального испытания: учитель из муравленко в числе 15 лучших педагогов страны, он становится лауреатом престижного конкурса «Учитель года России-2015»! Безумная радость, эйфория, гордость за себя и за родной Ямал!

Сейчас он - без преувеличения звезда.  Педагог, музыкант, конферансье, один из лучших учителей страны. Его путь к этому званию был долог. Но обо всем по порядку.

В музыку он пришел… из подворотни. Как говорит Андрей Пархоменко, попытка поступить в музыкальную школу не увенчалась успехом, и от обиды он «ушел во двор». «В шестом классе я захотел научиться играть на гитаре, которую мне подарили родители. На слух подбирал ноты, разучивал разные песни, а собирались мы с друзьями во дворе. Наши «арии», особенно вечерние, мало радовали жильцов. Однажды меня просто за шкирку поймал сосед, который преподавал в городском музыкальном училище, и сказал, что мне надо учиться», - вспоминает Андрей Владимирович.

С юношей начала заниматься дочка недовольного соседа, и вскоре Пархоменко поступил на дирижерско-хоровое отделение Черниговского музыкального училища, которое окончил с красным дипломом. Однако интересы молодого человека стремительно менялись, он решил попробовать свои силы в военном деле и без особого труда поступил во Львовское высшее военно-политическое училище. Но через несколько месяцев Андрей Пархоменко понял, что это не его, написал рапорт об увольнении и отправился в ряды Вооруженных сил Советского Союза. Служил в местечке Рава-Русская в мотострелковой дивизии. «В это время, осваивая пулемёт Калашникова, я захотел стать артистом. За советом обратился к отцу -  театральному актеру и режиссеру. В ответ получил письмо на десяти страницах, в котором по пунктам он объяснил, почему не стоит связывать свою жизнь с этой профессией, - рассказывает Андрей Владимирович. - Ему удалось меня убедить. После демобилизации я пошел к своим педагогам за помощью и вскоре поступил в Одесскую государственную консерваторию на заочное отделение».

Новые места, новые увлечения

Студенческие годы в Одессе казались молодому человеку сказкой, хоть и бывал там, как всякий заочник, наездами. Именно в это время он встретил свою любовь и будущую супругу Ирину, работал директором музыкальной школы в поселке Любеч, что недалеко от Чернигова. Но в 1986 году случилась катастрофа в Чернобыле… Наспех оформив отношения, супруги Пархоменко на несколько лет уехали в Якутию, а потом в Магаданскую область.

Вернувшись в Чернигов, Андрей Владимирович поступил на работу в музыкальное училище, увлекся церковным пением, премудрости которого изучал в архиерейском хоре. Через два года его пригласили в новый храм руководителем церковного хора (регентом), который вскоре стал основой городского православного певческого общества. «Нам удалось возродить традиции, канувшие в лету после революции. Ко мне на репетиции приходили певчие из всех храмов Чернигова. Мы разучивали необычный репертуар, я искал ноты давно забытых песнопений, - говорит Андрей Пархоменко. - В составе хора мы гастролировали по Украине, выезжали в Польшу, а пиком нашей творческой деятельности стало участие в VIII Международном фестивале православной музыки в Москве».

Левитович города Муравленко

В 1997 году семья Пархоменко снова решила перебраться в Россию. Так муравленковская школа искусств получила талантливого, яркого педагога. Вокруг преподавателя собрались прихожане православного храма, желающие петь в церковном хоре. Кроме того, харизматичного обладателя густого выразительного лирического баса стали приглашать в качестве конферансье на различные городские и окружные фестивали, мероприятия. В шутку Андрей Пархоменко называет себя Левитовичем города Муравленко, то есть диктором Левитаном и шоуменом Якубовичем в одном лице.

Но судьба приготовила для Андрея Пархоменко еще один поворот. Ключевым моментом стали семинары Людмилы Масловой, профессора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки учителей. «Людмила Павловна показала, как можно вовлечь детей в творческое переживание произведений искусства, - рассказывает Андрей Владимирович. - Общение с ней стало предопределяющим в моей педагогической карьере, ведь именно тогда я понял, что хочу заниматься с детьми именно в общеобразовательной школе».

Для чего в школе музыка?

С этого вопроса начинается первый урок для учащихся первого класса. Ответы бывают разные: научиться петь либо играть на музыкальных инструментах… Однако это не так. Да, ученики на занятиях поют песни, но это занимает четверть урока. В остальное время под руководством своего педагога они учатся понимать музыку. «Это важно, потому что у музыки свой язык, особая лексика. Если дети овладеют этим языком, они вырастут тонко чувствующими и образованными людьми, - говорит Андрей Владимирович. - Музыка - это не фон в наушниках, а особая, эмоционально окрашенная информация. Воспитывая свой музыкальный вкус, мы воспитываем свой характер. У меня на уроках дети пишут сочинения, делают коллажи, рисунки, в которых отражают свои впечатления от прослушанного произведения. Так они переходят от иллюстративного восприятия музыки к метафорическому, образному. Большинство учеников к восьмому классу начинают мыслить на языке искусства. Учитель музыки в школе – это просветитель, человек, который транслирует музыкальную культуру в души детей».

Кстати, вся семья Пархоменко  музыкальная. Супруга Ирина Владимировна - заведующая теоретическим отделением детской школы искусств. Дочка Анастасия окончила отделение изобразительного искусства и отдел народных инструментов по классу гитары ДШИ и учится на режиссерском факультете Московского государственного института культуры. Сын Алексей, окончив музучилище, а затем факультет физического воспитания в пединституте, поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства на факультет режиссуры кино и телевидения.

Разговор с президентом

В 2011 году Андрей Пархоменко участвовал в окружном этапе конкурса «Учитель года» и стал вторым. В том же году он снискал широкое признание и как талантливый поэт, и как композитор (хотя ни поэтом, ни композитором себя не считает). На международном конкурсе «Романс XXI века», который проводил телеканал «Культура», он занял второе место. А произведение «Кружатся листья», слова и музыка которого принадлежат Андрею Владимировичу, исполняла известная актриса кино и театра Екатерина Гусева.

В нынешнем году Андрей Пархоменко решил вновь участвовать в конкурсе «Учитель года» и стал абсолютным победителем в округе. Финальный этап конкурса проходил в Казани. На открытии, которое состоялось в Татарском государственном академическом театре имени Галиаскара Камала, в фойе звучала музыка в исполнении симфонического оркестра,  которую планировал использовать Андрей Владимирович на конкурсном уроке с учащимися 177 школы города Казани. Сама судьба подсказывала, что в этот раз сойдутся все звезды.

После первого испытания определились 15 лауреатов. «Когда со сцены объявили, что я прохожу дальше, не смог сдержать нахлынувшие эмоции, - говорит Андрей Пархоменко. - Это была эйфория, мальчишеская радость! А впереди ожидали еще три формата: мастер-класс, образовательный проект и педагогический совет». Кстати, в топ-15 лучших учителей страны он был единственным преподавателем музыки.

После объявления победителя, которое состоялось в Кремлевском дворце в Москве, лауреаты конкурса отправились в Сочи. Там в образовательном центре «Сириус» для одаренных детей их принимал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Андрей Пархоменко в беседе с главой государства поднял вопрос о «вымывании» русской культуры западными субкультурными заимствованиями и поинтересовался, не запланировано ли строительство памятника композитору Георгию Свиридову в связи с его столетним юбилеем в 2015 году.

«Меня волнует, что сейчас слушает наша молодежь. К сожалению, творения великих деятелей искусства забываются и уступают место совершенно чуждой для нас культуре. Во время проведения моего мастер-класса практически никто не узнал музыку Свиридова. Если попросить любого прохожего на улице назвать автора музыки, звучащей перед началом программы «Время», он вряд ли ответит правильно, - говорит Андрей Пархоменко. - А над предложением о строительстве памятника глава государства обещал подумать. Владимир Владимирович пригласил нас в «Сириус», чтобы мы посмотрели, каким может стать будущее российского образования. Там занимаются дети, которые достигли выдающихся результатов в области искусств, спорта, а также в естественно-научных дисциплинах. До обеда они занимаются по общеобразовательной программе, а потом для них проводят тренинги, семинары ученые и профессора ведущих вузов, признанные музыканты и хореографы. Одна смена длится там 21 день. Образовательный центр впечатляет масштабами».

…Бессонные ночи конкурсного марафона остались позади, эмоциональное напряжение, радость победы, эйфория. Но останавливаться на достигнутом он не собирается. А значит, впереди еще много побед и открытий. Андрей Пархоменко с уверенностью говорит: «С музыкально-педагогической стези я уже не сверну и через десятки лет с гордостью смогу заявить: это был мой путь!»

 

Фото Юлианны ФАЛЬШ и из личного архива Андрея ПАРХОМЕНКО

 

Анастасия ПОНОМАРЁВА

Баннер
Баннер
Баннер