В поисках будущей классики, или Навигация в книжном мире

Статьи / Авто 29 января 2015 235

Один довольно известный человек, когда его спросили о читательских предпочтениях, ответил, что достойна внимания только классика, там, мол, и язык, и мудрость, и вечные ценности, а вся современная литература – второй сорт…

Против авторитета классики трудно что-то возразить, особенно если речь идет об именах, известных всему миру уже как лет сто, двести. Хочется стереть себе память, чтобы заново прочитать, например, рассказы Антона Павловича Чехова. Однако острая зависть одолевает и к тем, кто еще не открыл для себя  «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса или «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, - произведений, написанных всего-то полвека назад… Но хорошая литература создается и сегодня, вопрос в том, как ее вычислить.

На аннотации на обложке полагаться не приходится – по мнению издательства, каждая выпущенная им книга – бестселлер и шедевр. Хорошо, если есть круг друзей, которые что-то порекомендуют или еще лучше – поделятся стоящей книгой. А если нет? И что делать, если высоколобые интеллектуалы нагоняют на вас тоску, но и на откровенное чтиво вы тоже не согласны? 

«Знаком качества» может служить получение автором литературной премии или как минимум попадание в шорт-лист. В России таких премий несколько, самые известные и авторитетные, которые определяют лучшие прозаические произведения, опубликованные в течение года, - «Русский Букер», «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Все они выбирают победителя из числа авторов, пишущих на русском языке, в целом схожи по процедуре судейства, но различаются широтой аудитории, которую интересуют те или иные книги.

Найти себе подобных

На сайте премии «Большая книга» читаем: «Поощряются авторы, придерживающиеся традиционного стиля и не допускающие резких экспериментов с языком или чересчур острых, пограничных тем. Вместе с тем премия демократична, следует за вкусами среднего интеллигентного читателя, а не профессионала от литературы. Книгу из списка «БК» вы, как правило, смело можете дарить старшим родственникам, не опасаясь шока или непонимания». И еще важная особенность «Большой книги»: помимо первого, второго и третьего мест, определяемых решением жюри, есть и призы читательских симпатий – для этого организуют голосование на электронных площадках. Так, в 2014 году читатели назвали лучшими романы «Время секонд хэнд» Светланы Алексиевич, «Обитель» Захара Прилепина и «Пароход в Аргентину» Алексея Макушинского.

«Русский Букер» участия широкого круга читателей не предполагает, здесь произведения оценивают профессионалы, связанные с современной литературой, а кандидатов выдвигают университеты, издательства, библиотеки, редакции журналов.  Жюри ежегодно называет одного победителя. Последний из них - Владимир Шаров, автор романа «Возвращение в Египет». Пожалуй, «Русский Букер» - самая «строгая» премия, но если посмотреть на список победителей разных лет, мы найдем имена вполне народные: Булат Окуджава («Упраздненный театр»), Людмила Улицкая («Казус Кукоцкого»), Василий Аксенов («Вольтерьянки и вольтерьянцы»).

Премия «Национальный бестселлер», как поясняют учредители, призвана «вскрыть рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью или иными достоинствами прозаических произведений». То есть лучшие книги должны быть и хорошо продаваемыми. «Нацбестом» становились романы Виктора Пелевина и даже Оксаны Робски.  

Почитаем вместе

Признаемся, у корреспондентов «НГ» пока нет своего мнения по поводу произведений большинства лауреатов. Но намерение знакомиться и делиться впечатлениями от прочитанного есть. В Год литературы мы планируем ежемесячно вести в газете рубрику, посвященную современным писателям и их творениям. Кстати, приглашаем присоединиться к ее наполнению и всех желающих.

 

Екатерина САПАРОВСКАЯ

Фото Сергея ДУГИНА

Баннер
Баннер
Баннер