Артюхов ОНЛАЙН

Ирина Пархоменко: «Человек растёт и развивается, только если стремится ввысь»

28 марта 2018 1 063

Профессиональный праздник – не только повод для торжеств и поздравлений, а ещё и для размышлений о профессии и путях её развития. О значении культуры в нашей жизни, ее роли в воспитании подрастающего поколения – в интервью с Ириной Пархоменко, педагогом с 32-летним стажем, преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Детской школы искусств, победителем городского конкурса «Сердце отдаю детям».

 

– Как вы думаете, Ирина Владимировна, с чего начинается культура?

– Всё начинается с детства. Главная воспитательная среда человека – это семья, с её традициями, укладом, окружающими ребенка с рождения. Счастье, если маленький человек растет в полноценной культурной среде. Семья, школа, общество, сфера дополнительного образования способствуют развитию его лучших качеств. Мы часто слышим о так называемом конфликте поколений, а культура, как раз и есть та объединяющая сила, связующая наше прошлое, настоящее и будущее в единое социально-историческое пространство.

– Вы живете в Муравленко почти два десятилетия. Что изменилось в культурной жизни города за эти годы?

– Наш город небольшой, со своей спецификой культурной жизни. Профессиональных музыкантов, актёров и танцоров, которые бы занимались только концертной деятельностью, нет. И всё же за 20 лет концертный уровень в Муравленко очень вырос. Все мероприятия осуществляются силами работников ДК «Украина», преподавателей ДШИ и ДМШ, школы-студии «Ритм» и другими творческими объединениями. Люди умудряются совмещать педагогическую и концертную деятельность, находят себя в творчестве, лучшее вынося на сцену и из года в год радуя зрителей городских мероприятий. Особо хочется отметить спектакли народного театра «Луч» – без них уже не представить культурную жизнь Муравленко.

– К нам редко заезжают какие-то большие артисты. Как вы думаете, жителям города будут интересны концерты с академической программой?

– Эстрадное искусство всегда нравится публике, ведь оно развлекает зрителя. Однако мы, работники культуры, должны стремиться не только удовлетворять запросы, но и поднимать культурный уровень зрителя и слушателя. Если идти только по пути угождения публике, где тогда суть культурного воспитания? Человек растет и развивается, только если он стремится ввысь. Это касается всех жанров искусства. Например, большой хор привезти в город сложно, но камерный хор или вокальный ансамбль – вполне реально. В Перми есть прекрасный хоровой коллектив «Млада» с семью концертными программами – от духовной до современной музыки. Его богатый репертуар, думается, будет интересен и молодежи, и взрослому населению Муравленко. Всем участникам культурообразующего процесса – и педагогам, и детям, и участникам самодеятельности важно видеть, куда расти в исполнительском мастерстве, к чему стремиться. Мы порой варимся в собственном соку. В силу оторванности от культурных центров, у нас мало гастролирующих артистов, особенно академических: пианистов, скрипачей, баянистов, хоровых коллективов. Чтобы научиться выступать на сцене, детям необходимо видеть, как это делают профессиональные музыканты.

– Вы педагог с солидным стажем, возглавляете теоретический отдел детской школы искусств с 2007 года. Насколько трудна профессия педагога-теоретика?

– Знаете, моя профессия напоминает работу старателя, который промывает песок, мусор, камни, в надежде найти драгоценную золотую песчинку. Вот и нам нужно суметь разглядеть талант в каждом ученике, ведь он не лежит на поверхности. Порой ребенок даже сам о нем не подозревает.

Вполне заслуженно считается, что сольфеджио – самый сложный предмет в программе обучения музыке. Приходя к нам, дети рассчитывают освоить выбранный музыкальный инструмент или научиться петь. О том, что к этому прилагается еще и теоретическая составляющая, многие даже не подозревают. Чтобы овладеть теоретической премудростью, заниматься надо системно, ведь музыка, как и любой вид искусства, приучает человека к труду. Только при условии высоких трудозатрат можно получить впечатляющий результат.

С 2009 года на базе детской школы искусств проводится конкурс «Юный теоретик», лауреатами которого наши воспитанники становятся регулярно. В 2016 году конкурс значительно расширил свою географию, получил статус окружного. Участие в нем стало сложней, но наши воспитанники справляются. Для таких детей сдача ЕГЭ потом – просто «семечки». Конкурсные испытания проходят целый день: слуховой, гармонический, ритмический диктанты, чтение с листа, теоретические задания. Представляете, какой марафон ребенок должен выдержать, в каком состоянии находится его нервная система и мозг. Всё это очень помогает в будущем.

– Когда понимаете, что ребенок по-настоящему одаренный, но уходит из музыки в другую профессию, обидно?

– Конечно. У меня были такие ученики, с музыкально-теоретическим мышлением. Уговаривала продолжить обучение дальше, но кто-то выбирает медицину, кто-то информационные технологии. В таком возрасте дети часто сами принять решение не могут, советуются с родителями, а те видят перспективы в более практичной профессии.

Радует, когда учившийся средненько ребенок приезжает на каникулы из института и рассказывает: «Ирина Владимировна, а я кружок организовала, мы поем, я музыку пишу». Человек совсем по другой специальности обучается, но полученные в сфере искусства знания применяет в жизни. Это же замечательно! Культура, воспитанная за годы учёбы, остается с человеком навсегда. В нашей жизни, с ее бешеным ритмом, проблемами, постоянным шумовым фоном, наши ученики слушают музыку Баха и Моцарта, разбирают законы полифонии и гармонии. Время останав-ливается в такие моменты. Пусть они сейчас чего-то не поймут, но в их сознании откладыв-ается: есть не только рэп, хип-хоп или популярные песни, но и другая музыка. И это, без-условно, влияет на их общую культуру.

– Новое поколение лучше или хуже прежнего? Что меняется, чего не хватает?

– Трудно сказать. Они просто другие. Лучше нас разбираются в современных гаджетах, но им очень сложно сосредоточиться. У сегодняшних детей очень быстро происходит переключение внимания, что мешает занятиям. В то же время они эмоциональны, почти все гиперактивны, на музыку реагируют всем телом.

Меняется время, меняются и дети. Каждый раз приходится подстраиваться под новое поколение – учиться вместе с ними.

– Что бы вы хотели пожелать работникам культуры Муравленко?

– Прежде всего, здоровья, вдохновения и сил для воплощения самых смелых творческих замыслов.

 

Другие новости по теме:
Дмитрий Артюхов ответит на вопросы журналистов и ямальцев
Баннер