Фильмы с авторским почерком

Статьи / Авто 24 августа 2017 280

Утверждение спорное. Верное оно или нет, пусть каждый решает для себя сам. Но с тем, что эта так называемая попса собирает целые залы, а вот авторские работы очень часто незаслуженно остаются вне поля зрения широкой аудитории, трудно не согласиться.

Правда, свой зритель есть и у фестивальных лент. И это не только представители богемы, творческой интеллигенции. Дивный мир авторского кино люди открывают для себя по-разному. Кто-то – следуя совету друзей, кто-то – побывав за компанию на небольшом фестивале, а кто-то и вовсе совершенно случайно. Например, в поисках чего-то новенького, устав от массовых лент с их зачастую банальными сюжетами, часто мелькающими на экранах актерами, перебегающими с одной съемочной площадки на другую, зритель заходит на тематический раздел сайта-каталога фильмов.

И после просмотра одной-двух таких лент у человека может кардинально измениться представление о современном кинематографе, а иногда даже, что называется, перевернуться с ног на голову. Он вдруг поймет, что по-настоящему хороших, умных фильмов снимают гораздо больше, чем кажется, просто некоторые из них недостаточно разрекламированы. Перед тем как приступить к просмотру авторского кино, следует хотя бы в общих чертах изучить творчество снявшего фильм режиссера. Его работы могут переплетаться между собой, не обязательно очень тесно, но без такой подготовки некоторые фишки можно упустить или не понять.

Своя философия

К сожалению, многим людям, знакомым с авторскими фильмами лишь понаслышке, такие работы представляются неинтересными, монотонными, и они их не смотрят принципиально. Но, считаю, неправильно отказывать себе в удовольствии, руководствуясь лишь стереотипами.

На самом деле фестивальное кино так же увлекательно, как и блокбастеры. Правда, необходимо понимать, экшн в подобных лентах нечасто ставится во главу угла. Там, скорее всего, не будет взрывов и головокружительных погонь. Шуткам ниже пояса тоже вряд ли найдется место. Как, например, в комедиях, в главных ролях которых – выходцы из различных юмористических проектов.

Хотя бывают и исключения. Например, «Брат» Алексея Балабанова. В ленте есть и взрывы, и погони, даже немного черного юмора. Тем не менее фильм – яркий представитель жанра авторское кино. Ведь режиссер не выносит на первый план экшн. Для Балабанова – это всего лишь одна из многих красок, с помощью которых он пишет свой шедевр об атмосфере, царившей в нашей стране в 90-х. И тонко чувствуя философию того времени, мастер продолжает максимально подробно, прорабатывая мельчайшие детали, рассказывать зрителям об этой эпохе и в других своих лентах: «Брат 2», «Жмурки», «Война»… А человек, посмотревший одну из них, сможет предположить, что его ждет в других, почерк мэтра чувствуется в каждой из его работ. Впрочем, это и есть главная особенность авторского кино.

Также в фестивальных лентах чаще, чем в продюсерских, используются нестандартные способы съемки. А кроме того, персонажи в них максимально реалистичны. Причем зачастую герои настолько близки зрителю, что порой кажется, они ходят с нами в одни и те же магазины, отдыхают в одних и тех же кафе.

С чего же начать?

Знакомство с фестивальным кино, наверное, лучше начинать с просмотра отечественных фильмов. Всё же ментально работы российских режиссеров будут нам ближе, и поэтому неподготовленному зрителю понять, что хотел донести мастер, будет проще. Тем более, среди российских и советских лент есть множество отмеченных наградами на статусных форумах.

Например, на Каннском международном кинофестивале наши кинематографисты даже завоевывали его главную награду – «Золотую пальмовую ветвь». Ее удостоился Михаил Калатозов за ленту «Летят журавли».


«Летят журавли»

«Летят журавли» Михаила Калатозова – единственный российский обладатель главного приза Канн – «Золотой пальмовой ветви». Фильм про Великую Отечественную, но в нем нет героических подвигов под пулями. Режиссер показал, как страшна война, через историю обычной женщины.

 

 

 

 


Значительно чаще наши режиссеры получали вторую по значимости награду в Каннах – гран-при. В разные годы его удостоились Андрей Тарковский за «Солярис» и «Жертвоприношение», Андрон Михалков-Кончаловский за «Сибириаду», Тенгиз Абуладзе за картину «Покаяние» и Никита Михалков за «Утомленных солнцем».


 

Жертвоприношение»

Лента о старике-актере, который пожертвовал своим маленьким миром и семьей ради спасения от войны. Андрей Тарковский поднял в своем фильме бесконечную тему для споров. Что это: притча о вере или неверии, о предательстве или преданности? В мае 2017-го в Каннах наши режиссеры после трехлетнего перерыва – в 2014-м Андрей Звягинцев получил приз за лучший сценарий с его «Левиафаном», вновь блеснули.

 

 


«Нелюбовь» того же Звягинцева очень долго была одним из лидеров в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге мастер удостоился приза жюри. А «Теснота» Кантемира Балаганова в номинации «Особый взгляд» получила приз Международной федерации кинопрессы.


«Нелюбовь»

Фильм рассказывает о семейной паре, переживающей кризис в отношениях. Брак Бориса и Жени  давно дал трещину – оба завели любовников на стороне, грезят о новой жизни и в ворохе личных проблем забывают про 12-летнего сына Алёшу, который внезапно пропадает.

 

 

 


Периодически наши кинематографисты блистают и на других престижных мировых форумах. Главную награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва» – наши мастера завоевывали шесть раз, последний – в 2011-м. Тогда приза удостоился Александр Сокуров с «Фаустом».


«Фауст»

«Фаустом» Сокуров завершил «тетралогию власти», открывшуюся в 1999 году картиной «Молох». Завершил несколько непредсказуемо, хотя бы потому, что персонажами «Молоха», «Тельца», «Солнца» явились исторические деятели. А главным героем этой ленты, как ясно из названия, является Фауст, персонаж одноименной  поэтической драмы Гёте. Результаты российских режиссеров на Берлинском международном кинофестивале скромнее – три «Золотых медведя». Их обладателями стали: в 1977 году Лариса Шепитько («Восхождение»), в 1987-м Глеб Панфилов («Тема») и в 1999-м Сергей Овчаров (короткометражка «Подвиги Геракла»).

 

 


 

Все фильмы, о которых идет речь в этой статье, безусловно, заслуживают внимания самой широкой аудитории. Наверняка среди читателей «НГ» есть люди, которые видели эти ленты, но пересматривая их, каждый раз подмечаешь что-то новое.

 

Фото из рунета

Иван АБРАМОВ

Баннер
Баннер
Баннер