Реформы в образовании нужны!

25 марта 2011
В Салехарде директор департамента образования Ирина Сидорова дала пресс-конференцию, на которой подвела итоги первого года работы в качестве главы ведомства.


Каким был для вас первый год работы? Какие события вы считаете наиболее значимыми?

Мне было и сложно, и легко работать одновременно. Легко, потому что к этому времени в окружной системе образования накоплен очень большой опыт, в том числе в реализации приоритетного национального проекта «Образование». На Ямале много новых школ и детских садов, где работают высокопрофессиональные педагоги. В то же время губернатор автономного округа Дмитрий Кобылкин поставил задачу значительного продвижения вперед как в вопросах продолжения создания нормальных условий для воспитания и обучения детей, так и в достижении нового качества образования. Это совпало с реализацией инициативы Президента России «Наша новая школа», с задачами, которые он поставил в области развития профессионального образования, а также с задачами Года учителя.

На Ямале разработана программа развития образования на пять лет, которая беспрецедентна по объемам финансовых средств - более четырех миллиардов. Из них почти полмиллиарда - на мероприятия, связанные с грантовой поддержкой лучших образцов образования в автономном округе: от дошкольного до профессионального. Это раздел, связанный с поддержкой детей с проблемами здоровья, которым с прошлого года обеспечивается возможность получения образования в дистанционной форме. Это новое слово в организации профессионального образования на Ямале. Есть и другие интересные проекты.

В рамках Года учителя много сделано для повышения статуса этой профессии на Ямале: увеличен средний размер оплаты труда - он достиг тридцати одной тысячи рублей. Более двухсот пятидесяти учителей улучшили жилищные условия. Более четырехсот учителей получили государственные награды, благодарности, грамоты и денежные поощрения. В рамках второго Образовательного форума финансовую поддержку получили более сорока проектов.

В мае создан окружной профсоюз работников образования - это попытка объединить педагогов в реализации своих прав и достижении новых результатов. Это значительное событие, в котором принимала участие руководство профсоюзной организации страны.

В округе проводятся мероприятия, обеспечивающие равный доступ к образовательным услугам. Одно из них - назначение компенсационных выплат родителям, дети которых состоят в очереди на получение места в детском саду, но не посещают его. Эти выплаты назначены с первого января текущего года. Итоги первых двух месяцев показывают, насколько верным было решение губернатора о её назначении. В текущем году на реализацию этой инициативы выделено двести пятнадцать миллионов рублей, ежемесячные выплаты составляют от трех до четырех с половиной тысяч рублей.

Кроме того, сейчас рассматривается вопрос об увеличении количества детей, которым будут выплачиваться премии губернатора за различные достижения в сфере образования, спорте, науке и культуре. Это расширение возможности одаренным детям не только проявить себя, но и получить поддержку для участия в различных конкурсах, состязаниях, а также признание и новых опыт.

Я могу долго продолжать перечислять проекты, которые реализуются в сфере образования. В течение года проведена большая работа. Надеюсь на то, что в ближайшие два-три года мы получим результат в виде возросшего качества образования.


Третьего марта в Губкинском прошло заседание коллегии департамента образования, на котором рассматривались вопросы создания комплекса «Сетевой регион». Когда планируется создание этого комплекса и что он даст системе образования?

На коллегии принято решение о создании рабочей группы, которая проведет повторный мониторинг состояния информатизации в округе и сформулирует предложения по техническому заданию на разработку программного продукта «Сетевой регион». Нужно не только соединить в единую информационную сеть все муниципалитеты (это частично уже выполнено), но и использовать единое информационное пространство для образования, что позволит обеспечить новое его качество.

К своему удивлению я обнаружила, что у нас не все так плохо в информатизации. В Ноябрьске, Губкинском, Лабытнангах и Надымском районе «Сетевой город» внедрен в полной мере: используются электронные дневники и журналы, смс-сообщения для родителей, которые могут получить разную информацию о своем ребенке. На базе достигнутого можно двигаться вперед. В рамках программы развития образования на пять лет запланировано почти двести пятьдесят миллионов для того, чтобы поставить на новый уровень информатизацию в образовании, но нам нужен хороший широкополосный Интернет.


Смогут ли дети из отдаленных поселков связываться через сеть с любой школой и получать дистанционно знания по каким-либо предметам, например, у учителей Ноябрьска или Нового Уренгоя?

Именно для этих целей и создается единое информационное пространство и «Сетевой регион». На коллегии был представлен опыт Шурышкарского района, где в отдаленных селах организуются дистанционные лекции и практические занятия учителей из районного центра. Это решает очень многие задачи дефицита в педагогических кадрах и образовательных программах.


Сегодня не все родители понимают необходимость введения образовательных ступеней. Что, на ваш взгляд, их пугает? Будет ли такое обучение вводиться на Ямале?

Этот вопрос от родителей и педагогической общественности поступает из разных городов и поселков округа. В президентской инициативе «Наша новая школа» говорится о необходимости реформирования существующей системы образования. Одно из мероприятий, которое указано в инициативе, - переход к школе ступеней. Это не означает обязательное выделение ступеней в отдельные здания, их можно сделать внутри существующего образовательного учреждения, где учатся дети с первого по одиннадцатый класс. Но нужно условно выделить эти зоны ступеней, потому что образовательная среда, в которую включается пространство класса, коридоров и учебно-методическое оборудование, разная для детей младших классов, подросткового и старшего возраста. Но президентская инициатива настаивает на том, чтобы старшая ступень из-за особенностей организации учебного процесса была выделена в самостоятельную школу. Так работает вся европейская и американская система образования и дает хорошие результаты. Препятствия школе ступеней означают замедление темпов развития системы образования.

На Ямале всем муниципалитетам предложено разработать свои собственные модели перехода, которые будут внедряться до 2020 года с обсуждением в педагогической среде, органах власти и общественностью.


Как вы оцениваете новые образовательные стандарты, в чем на ваш взгляд, их плюсы и минусы?

Я, пожалуй, начну с минусов, потому что именно они и вызвали такое бурное обсуждение в обществе и такой негативный резонанс. Самый большой недостаток - в неосведомленности относительно идеологии этих стандартов и практических мероприятий по их внедрению. На мой взгляд, больших проблем с федеральными образовательными стандартами не существует. Они вводятся с 2011 года только в первых классах и будут внедряться последовательно по параллелям до 2020 года. Это позволяет продвигаться медленно, анализируя ошибки, корректируя программы и добиваясь наибольшего результата.

Теперь о плюсах. Особенности стандартов в том, чтобы научить детей работать с информацией и искать её самостоятельно. То есть, научить самостоятельности, активности и ответственности. Новые стандарты и стоят на этих трех китах. Поэтому все занятия должны проходить в активной форме - это проекты, защита собственных разработок, дискуссии и стратегические игры. Стандарт говорит о том, каким должен быть по компетентности человек: он должен быть «на ты» с компьютером, уметь задавать поисковые задания и создавать свои продукты с помощью компьютерных технологий. Учащиеся старших классов будут выбирать предметы из образовательных областей, и они обязаны будут сделать выбор из каждой области. При этом им необходимо понять: предмет, который они выбирают, нужен им на минимальном, среднем или продвинутом уровне? Они будут расходиться на изучение этого предмета в группы, объединяющие таких же школьников. Это современная конфигурация организации образовательного процесса.

Я не идеалист и понимаю, что на пути внедрения новых стандартов будет много проблем, и нам необходимо постоянно сверять свои действия как с органами власти, так и с родительской общественностью.


Какие задачи, связанные с обучением детей-инвалидов, будет решать ямальская система образования в ближайшие годы?

В программе развития образования предусмотрен целый раздел, посвященный обеспечению доступной среды для детей с проблемами здоровья от дошкольного возраста до профессионального образования. Мы предполагаем за пять лет в каждом муниципалитете создать такие условия хотя бы в одном детском саду, школе и учреждении дополнительного образования, и последовательно выполняем эти мероприятия. В этом году поддержку получат те города и поселки, в которых уже частично такие мероприятия выполнены и там требуется только доработка. За пять лет подготовка к такой деятельности будет осуществлена во всех остальных муниципальных образованиях.

Для учеников, которые не могут посещать школу, уже третий год совместно с Министерством образования и науки РФ реализуется проект о дистанционном образовании. Например, в Ноябрьске центр дистанционного образования уже второй год работает на базе второй школы, где обучаются девятнадцать детей. Всего в ближайшие два-три года такую услугу смогут получить около восьмидесяти детей, но не больше, потому что есть медицинские показания для такой формы обучения. Кроме того, в этом году мы постараемся решить проблему нехватки узких специалистов.

Мы также хотим дистанционно интегрировать таких детей в систему дополнительного образования, где в кружке или студии он ощутит свою нужность и полезность обществу. Может быть, для детей с проблемами здоровья это даже более важно.


Недавно вы с руководителем Ямальского многопрофильного колледжа ездили в рабочую командировку в Германию. Почему выбрана именно Германия, и каковы цели и результаты этой поездки?

Ямал выступил с инициативой преобразовать систему профессионального образования, предоставив предприятиям главенствующую роль как в формировании заказа на подготовку специалистов, так и в организации производственной практики, производственного обучения и трудоустройстве. Нам нужно было убедиться в правильности наших предложений, потому что эти преобразования переворачивают пирамиду профессионального образования пока в разрез российской практике. Мы посмотрели, как в системе профобразования Германии, которая известна во всем мире, происходит взаимодействие образования с работодателями. Мы не только убедились в своей правоте, но и увидели, что там более последовательно проводится системная работа совместно с предприятиями: от образовательного учреждения до системы управления и предприятий, которые принимают к себе студентов, и этот опыт нам очень пригодится.


Ирина Кенсориновна, расскажите, пожалуйста, о создании в Салехарде центра профессиональной подготовки специалистов.

В программе развития профессионального образования планируется создание трех научно-образовательных центров. Первый центр для реализации задач подготовки специалистов для проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» будет создан в Салехарде, второй - в Новом Уренгое для газодобывающей отрасли и в южной зоне - для нефтедобывающей отрасли с центром в Ноябрьске. Базовые учреждения объединят вокруг себя другие учреждения профобразования, которые расположены в этой же зоне. Единый научно-образовательный центр в связке с предприятиями и органами власти будет отрабатывать региональный заказ, делая его более точным и качественным, чтобы не было подготовки невостребованных специалистов. Центр обеспечивает оснащение этих учреждений необходимым оборудованием.

В учреждениях профобразования Салехарда и Лабытнанги будут готовить специалистов для горнорудной промышленности. В этой же зоне губернатор предполагает развивать туризм, поэтому понадобятся специалисты, которые будут обслуживать эту отрасль. И в учреждениях профобразования этой зоны будут развиваться новые профессии.


В округе сокращаются образовательные субсидии. Что ожидает поступающих в вузы в ближайшие годы?

Мы сохранили средства для образовательных субсидий на уровне прошлого года. В тоже время будет подготовлен новый проект постановления губернатора и система предоставления образовательных субсидий изменится. Будет составлен перечень профессий и специальностей, которые нужны Ямалу. Образовательные субсидии будут предоставляться, возможно, сразу с заключением договора с предприятием, на которое возвратятся выпускники. Это позволит повысить результативность использования бюджетных средств.


Сейчас разрабатывается проект «Паспорт здоровья школьника». Будет ли Ямал участвовать в апробации этого проекта?

Я думаю, мы примем участие в этом проекте. Кроме того, разговаривая о «Сетевом регионе», мы предполагали, что это будет один из модулей этого проекта. Здоровье детей - это будущее нации, поэтому этот вопрос находится под пристальным вниманием правительства и губернатора.


Многих родителей интересует вопрос о пересмотре нормативов, регулирующих отмену занятий в школах в морозные дни. Правда ли это?

В прошлом году актированных дней было больше месяца, и одну девятую часть учебного года ученики не занимались. Но есть образовательный стандарт, который мы должны выполнять, и ЕГЭ, перед которым все равны. Поэтому необходимо минимизировать количество дней, в которые дети не занимаются по разным причинам. Нужно обязательно компенсировать отсутствие в связи с поездками на какие-то соревнования и актированными днями, программа должна быть освоена. Надо вводить в актированные дни дистанционные формы обучения, что позволит организовать полноценный учебный процесс в течение года. Это возможно в рамках «Сетевого города», но для этого нужно, чтобы у каждого школьника был дома компьютер и выход в Интернет.


Пресс-конференция началась с того, что вы уже почти год возглавляете департамент образования. Сегодня внедряется много реформ. Скажите, пожалуйста, откуда черпаете силы?

Я думаю, что силы человеку может придать уверенность в успехе и убежденность. Я убеждена в том, что реформы делают люди. Но они могут не состояться, если нет людей, которые способны от начала до финальной точки провести реформу, постоянно сверяя свои действия с теми, во имя кого и с помощью кого она осуществляется. А поскольку я в образовании больше тридцати лет и потомственный учитель, я верю, что проводимые государством и правительством автономного округа мероприятия в области образования нужны, и поэтому готова отдать все свои силы, чтобы это сделать.

 

Екатерина Крупина,
ИА «Север-Пресс»
http://www.yamal.org/

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер