Евгений Рачков: «Было бы желание – остальному научим!»

23 февраля 2018

Строгий, требовательный, справедливый. Именно так отзываются о своём наставнике ученики. Его любят, уважают и берут с него пример. Сегодня учитель физкультуры пятой школы Евгений Рачков рассказывает, как из неокрепших «птенцов» ему удается воспитывать настоящих патриотов России.

 

– Евгений Геннадьевич, на прошлой неделе завершилась военно-спортивная игра «Командарм», в которой команда пятой школы заняла третье место. И восхищает то, что именно ваши воспитанники уже более десяти лет неизменно в этих соревнованиях удерживают лидирующие позиции, четыре раза становились призерами окружного этапа. Каждый год дети участвуют разные, а результат вашей работы всегда на высоком уровне. Так в чём же секрет успеха?

– На уроках физкультуры я вижу, кто и на что способен. Тот, кто дисциплинирован и занимается спортом, тот первый кандидат для отбора в команду. Интересуюсь, в каких секциях занимаются дети. Учитываю и тот факт, что для участия необходима не только хорошая физическая подготовка, но и высокий уровень знаний. Теоретическая часть состоит из 150 вопросов по истории. Нужно знать даты военных сражений, имена полководцев, их заслуги перед Отечеством. Но главное, чтобы ребёнку было интересно. Было бы желание – остальному научим.

– У вас и у самого в школьные годы были хорошие наставники, благодаря чему вы стали кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике…

– Да, это бесценный опыт. Учился я в школе № 3 города Лисаковска Кустанайской области в Казахстане. В классе пятом-шестом к нам пришел тренер и пригласил в секцию легкой атлетики. Я записался. Каждые весну и осень мы выезжали на сборы в Алма-Ату, на Иссык-Куль. В год было по 5-6 соревнований как областного, так и республиканского масштаба. В 1985 году я вошел в сборную Республики Казахстан и участвовал во Всесоюзных соревнованиях в Харькове, где выполнил первый взрослый разряд. Мне очень много дали мои тренеры Владимир Владимирович Ткаченко и Сергей Николаевич Картапольцев. Они научили меня быть дисциплинированным, вовремя приходить на тренировки, не опаздывать на уроки и мотивировали хорошо учиться. Первым делом они спрашивали у нас школьные дневники, и если вдруг у кого-то обнаруживали двойки, стыдили, требовали исправить. В выпускном классе тренер не включал меня в соревнования, чтобы я мог хорошо подготовиться к экзаменам и поступить в вуз.

– Но вы на него не обижались, более того, поступили на факультет физического воспитания Кустанайского педагогического института имени 50-летия СССР.

– Мне нравилось находиться в спортивной среде. Конкурс в вуз тогда был большой – пять человек на место. Я успешно сдал шесть экзаменов, два из них теоретических – сочинение по русскому языку и литературе и биологию, и четыре практических по разным видам спорта, и поступил. И сразу же отправился «под крыло» к заслуженному тренеру Казахской ССР Владимиру Яковлевичу Рубцову. Спортивные сборы, участие в соревнованиях продолжились…

– Вам предлагали остаться в армии, но от карьеры военного вы отказались, институт окончили, но преподавать не пошли и всё-таки надели погоны и даже дослужились до звания капитана. Почему так произошло?

– Институт я окончил в 1992 году, когда распался Советский Союз. И такое понятие, как распределение после вуза, было утрачено. Нам выдали дипломы и отправили в свободное плавание. Друг мне рассказал о том, что начальник 44-й противопожарной части, охраняющей Кустанайский дизельный завод, Виктор Андреевич Адлер – выпускник нашего факультета. Он развивал пожарно-прикладной спорт, собирал единомышленников. Меня приняли в этот коллектив. Год отработал, был командиром отделения, получил звание сержанта. Потом я перевелся в военизированную пожарную часть в родной город, где прошел путь от начальника караула до старшего инспектора Госпожнадзора. Продолжал заниматься пожарно-прикладным спортом, отвечал за физподготовку личного состава. В 2000-х опять в государстве грянули перемены. В Республике Казахстан стали вводить национальный язык, и с местным населением я обязан был разговаривать на казахском. С этим у меня были проблемы. В 2001 году я приехал в Муравленко. Сначала работал у частного предпринимателя на стройке, а через некоторое время меня взяли на службу в милицию на должность участкового. Но года через полтора я понял, что это не мое. В пятой школе как раз требовались кадры.

– Наверняка было сложно «выпасть» из профессии на девять лет и прийти в школу без опыта преподавания. Как вы справились?

– Благодаря поддержке коллег. Меня очень доброжелательно приняли в школе. Когда я пришел, здесь работали Олег Шинкарук, Анатолий Грибанов, Галина Снятковская, Галина Горшкова. Первое время они подсказывали, помогали во всём. И вскоре мне предложили взять на воспитание кадетский класс. Тут и пригодился опыт службы в армии, пожарной части, милиции. Опять же, со стороны руководства школы была колоссальная поддержка. Тогда помогал Виктор Владимирович Петров, сейчас – Татьяна Васильевна Курбанова.

– Какая из трёх ваших профессий самая сложная?

– Труд педагога ни с чем не сравнить. Он самый тяжелый. Но дети не позволяют стоять на месте, они всегда держат тебя в тонусе, подогревают интерес к жизни, делают ее насыщенной. В прежних профессиях на определенном этапе мне становилось скучно. А здесь одних научил, выпустил, пришли другие. Опять с чистого листа. Вроде и опыт есть, и знания, а иногда с кем-то получится, а с кем-то нет. Они все разные, к кому-то нужен один подход, к кому-то – другой. И ты всё время находишься в поиске. В этом и заключается смысл педагогической работы. И если ребенка удается направить в нужное русло, получаешь огромное удовлетворение от того, что не зря ешь свой хлеб.

– Сейчас вы скромничаете. Десятки ваших бывших воспитанников поступили в военные вузы, стали сотрудниками МЧС и МВД России. Многие остались на сверхсрочную службу, защищают сейчас наше Отечество и благодарят вас за всё, чему вы их научили. Уверена, воспитаете ещё не одно поколение достойных ребят…

– Да, пока есть силы, будем работать.

– А как вы отдыхаете?

– Каждый день у меня по пять-шесть уроков, плюс тренировки, соревнования. В спортзале всегда шумно, постоянно приходится перекрикивать детей. Поэтому, когда прихожу вечером домой, – падаю и просто сплю. Если получается, в выходные с друзьями отправляюсь туда, где тихо: на природу с удочкой. Иной раз так наговорюсь за целый день, что даже с супругой не разговариваю…

– Школа стала вашей судьбой во всех смыслах. В её стенах когда-то вы встретили и свою будущую жену…

– Да, когда был инспектором Госпожнадзора, приходилось бывать в разных учреждениях. И вот однажды в школе я увидел красивую стройную девушку с большими голубыми глазами, и что удивило, я её не знал. Спросил у педагогов, которые меня учили, кто эта девушка. Они рассказали, что это новый психолог, приехала к нам из Усть-Каменогорска. Познакомились, немного повстречались и поняли, что подходим друг другу. Татьяна Фёдоровна много лет работала в учебно-производственном комбинате психологом, сейчас – воспитателем в интернате для детей коренных народов Севера. Наша дочь Аня заканчивает в этом году лицей, мечтает стать врачом. Кстати, в «Командарме» она также принимала участие. Старший сын Александр занимался баскетболом, окончил тот же вуз, что и я, сейчас преподает в Лисаковске.

– Великое дело – достойно воспитать своих детей. Вам же удаётся давать путёвку в жизнь и своим воспитанникам. Спасибо вам большое за это, а также за интересную беседу.

Татьяна КОЗАРЬ

Фото Дарьи ТЮМЕНЦЕВОЙ

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер