Свадьба в тундре

Статьи / Авто 4 ноября 2016 274

– В тундре ближайшие соседи находятся на расстоянии более ста километров. Встретиться друг с другом удается только раз в год, на Дне оленевода. В прежние времена мама жениха на этом празднике подыскивала себе невестку по определенным критериям, – рассказывает Елена Каткилева, воспитатель интерната для детей из числа коренных малочисленных народов Севера при школе № 1 им. В. И. Муравленко. – С появлением интернатов, а потом уже и телефонов, Интернета молодежи знакомиться стало проще.

Приданое – умение трудиться

К женитьбе детей ханты готовятся заблаговременно. Главное приданое, которое должны иметь и жених, и невеста, – это умение трудиться и выживать в тундре. Уже с семилетнего возраста как мальчики, так и девочки в сопровождении старших начинают охотиться. В двенадцатилетнем возрасте юноша отправляется за добычей самостоятельно. Девушка на выданье должна уметь наравне с взрослой женщиной вести хозяйство и хорошо шить. «Рукоделие у нас очень высоко ценится. От этого зависит, как семья будет одета, и чем красивее она сошьет мужу малицу, кисы, тем больше гордости для свекрови, – говорит Галина Кечимова, педагог интерната. – Жених обязательно должен уметь нарты построить, за оленями ходить и каждого из них узнавать по морде. А не умеет чего, без того семья и будет жить. Один, например, от природы ленивый, другой очень активный, а третьему просто не дано овладеть тем или иным умением. Такое тоже есть. Вот у меня брат двоюродный – зверя добудет, оленей у него тысячи и всего в изобилии, а ни гуся, ни утку ни разу не подстрелил. Старики говорят, что в этом ему закрыта удача».

Притронулся к еде – быть беде

У коренного населения часто встречаются и смешанные браки среди народов ханты, ненцев, селькупов и даже коми-зырян, несмотря на то, что они не язычники, а православные. Серьезной преградой для брака может быть только принадлежность молодых к одному роду. Также средний и младший ребенок в семье не могут выйти замуж или жениться, пока не будет определен старший. Например, сватают среднюю дочь, а родители старшую предлагают или просят подождать, пока сначала она семью создаст. Могут и вовсе отказать жениху во время сватовства. Считается, если в этот момент он пожелает зла невесте, то дальнейшая жизнь у нее может не сложиться.

– Как только молодые решают пожениться, жених сообщает день, когда он с родителями приедет свататься. Как правило, все свадебные обряды у нас проходят зимой, потому что летом, когда реки движутся и нет дорог, жизнь в тундре течет в другом русле: идет каслание оленей, сбор ягод, – говорит Елена Даниловна. – Со стороны невесты должны накрыть стол, но если ее родители не хотят выдавать за этого парня свою дочь, то они не должны к еде и питью даже притрагиваться, иначе несчастье будет. Также если отец жениха, уходя, не заберет свой хорей, оставленный у двери в чум, – это нехороший знак.

– Брат мой сватался, так они дня два договаривались – вроде и «да», а вроде и «нет». Потом уже сказали: «Поехали отсюда, в нашем краю тоже есть светлолицые, прямые», – добавляет Галина Пенчакувна. – Стали выходить уже, а мать невесты говорит: «Если еще побудете день – отдадим».

 

С полным текстом этой публикации можно ознакомиться в газете «Наш город» № 44 от 3 ноября 2016г.

 

Фото из архива семьи Каткилевых

 

Татьяна КОЗАРЬ

Баннер
Баннер
Баннер