Сабетта - морские ворота русской Арктики

Статьи / Авто 19 июня 2015 347

Руководители, специалисты российских и зарубежных нефтегазовых, перерабатывающих, инжиниринговых компаний, ученые и представители надзорных ведомств - все, кто так или иначе связан с топливно-энергетическим комплексом России, собрались в столице арктического региона. Обсуждали состояние и перспективы отрасли. Чаще всего звучали слова «санкции», «импортозамещение», «арктический шельф», «Ямал СПГ» и «Сабетта».

Последнее слово мало что говорит непосвященным в современные реалии российской Арктики. Между тем этот маленький поселок на берегу Обской губы является ключевым в деле освоения российской части арктического шельфа и развития программы Северного морского пути.

Как получилось, что маленькое национальное поселение, в котором в 2006 году проживало девятнадцать человек, превратилось вдруг в большой вахтовый поселок с девятью тысячами живущих в нем работников, международным аэропортом и морским портом, способным круглогодично принимать и отправлять танкеры в Европу, Азию и Америку?

Началось всё в далеком 1974 году, когда геологи обнаружили на северо-востоке Ямальского полуострова крупное месторождение газа. Работы по разведке показали, что Южно-Тамбейское месторождение состоит из пяти газовых пластов неглубокого и тридцати семи газоконденсатных пластов глубокого залегания - от 900 до 2 850 м.

На тот момент разрабатывать месторождение было некогда, хватало и других забот, а потом исчезло с карты мира и само государство. В девяностые на Ямале стояла основная задача сохранить то, что есть, а разрабатывать новые проекты возможности не было. И только в XXI веке Южно-Тамбейское месторождение вновь привлекло внимание газодобытчиков. Оператором проекта, владельцем лицензии и всех активов стала компания «Ямал СПГ»: совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК», владельца шестидесяти процентов акций, французской Total и китайской CNPC, доля каждой из них - двадцать процентов.

Мировой рынок газа

Аббревиатура «СПГ» в названии компании означает «сжиженный природный газ». Именно в этом формате было решено доставлять сырье с месторождения. Поставки газа танкерами в сжиженном виде имеют ряд преимуществ. В первую очередь - независимость от трубопроводной сети «Газпрома» и стран, через которые она проходит транзитом по пути к заказчику. Кроме того, сжиженный газ - это оптимальное топливо для некоторых видов водного транспорта, карьерных самосвалов и техники, работающей вдали от больших городов. Вообще, переход на СПГ - глобальный мировой тренд. Объем мирового производства вырос со 140 млн тонн в 2004 году до 240 млн тонн в 2014-м.

Доля России в мировом рынке газа сегодня - около двадцати пяти процентов. При этом сжиженный природный газ производит только сахалинский проект «Газпрома», дающий не более пяти процентов мирового СПГ. Очевидно, что Россия находится в аутсайдерах и ситуацию необходимо менять. Согласно проекту Энергостратегии-2035, доля России в мировой торговле СПГ должна увеличиться до 14,3 процента в 2020 году и до 19,3 процента в 2025-м. Чтобы достичь этих показателей, нужно ускоренными темпами запускать заводы по производству СПГ. В том числе и Ямальский проект.

На Южно-Тамбейском месторождении провели комплекс геологоразведочных работ, включающий сейсмические исследования, бурение разведочных скважин, создание геологической модели месторождения и подсчет резервов. Доказанные и вероятные запасы промысла по российской классификации составляют 1,3 трлн кубометров С1 + С2. По международной классификации - чуть менее триллиона кубометров.

Опорная точка Северного морского пути

Когда приняли решение сжижать добываемый газ, встал вопрос о том, где его перерабатывать и как доставлять заказчику. В этот момент в поле зрения газовиков и попал маленький поселок Сабетта. Рядом с ним было решено строить завод по производству сжиженного природного газа, а в самом поселке - аэропорт и морской порт.

Для реализации проекта такого масштаба было необходимо создать инфраструктуру. В 2010 году в районе Сабетты закипела стройка. На месте старого населенного пункта геологоразведчиков очень быстро вырос поселок для работников «Ямал СПГ».

Сегодня создано всё необходимое: комплекс объектов жизнеобеспечения, склады ГСМ, подведены вода и отопление, очистные сооружения. Сейчас в Сабетте живут единовременно около девяти тысяч человек, на пике стройки ожидается более пятнадцати тысяч.

Когда менеджмент «Ямал СПГ» сообщил, что в Сабетте построят морской порт, скептики сразу же начали критиковать идеи. Мол, и загружать его будет нечем, и строить дорого. Но проект получил поддержку в самом верхнем эшелоне власти. «Порт Сабетта должен сыграть роль одной из опорных точек Северного морского пути. Этот кратчайший маршрут, соединяющий Европу и Азию, в последние годы становится всё более оживленным», - заявил Президент России Владимир Путин во время своего визита на Ямал.

Порт сооружают совместно c Федеральным агентством «Росморречфлот» на принципах частно-государственного партнерства. От имени «Росморречфлота» выступает «Росморпорт». Он отвечает за те объекты, которые должны быть в федеральной собственности: акваторию порта, подходные каналы, защитные сооружения, системы управления движением судов, а также за все пограничные, таможенные и портовые службы.

 По состоянию на май 2015 года построены уже четыре причала. Запланированы ещё два. Основная его задача пока - приемка строительных грузов и модулей для завода СПГ. После из него будет отгружаться СПГ для поставки в Европу и, особенно, в Азию. На конференции «Ямал Нефтегаз - 2015» генеральный директор «Росатомфлота» Вячеслав Рукша отметил, что расчеты показали - поставки СПГ танкерами из Сабетты Северным морским путем, например, в порт Нинбо (Китай), могут конкурировать по скорости с поступлениями из Персидского залива.

Уже два года с помощью ледоколов «Росатомфлота» идет круглогодичная навигация. За 2014-й в Сабетту привезли около двух миллионов франко-тонн, в нынешнем планируется доставка трех миллионов франко-тонн различных грузов.

За два сезона в порту проделали серьезный объем дноуглубительных работ - изъято около 23 млн кубометров грунта.

Первый международный аэропорт Ямала

В начале февраля 2015 года произошло еще одно важное событие в жизни Сабетты - ввод в эксплуатацию аэропорта. Пока он сертифицирован для рейсов внутри Российской Федерации. С момента запуска он уже принял более трехсот рейсов, которыми перевезли более

30 000 пассажиров.

Достраивается международный сектор аэропорта и готовится соответствующая сертификация. Когда все формальности уладят, Сабетта станет первым международным аэропортом на территории Ямала.

Стратегически важным для развития Сабетты и включения ее в общегосударственную транспортную инфраструктуру стало решение довести до порта железнодорожную ветку Северного широтного хода. Это позволит создать необходимый для работы порта грузопоток. Появится возможность перегружать на железнодорожный транспорт товары и грузы, поставляемые по Северному морскому пути.

Таким образом, Ямал становится ключевым регионом в деле освоения русской Арктики и обеспечения грузопотока на Севморпути. А когда-то маленький поселок Сабетта теперь стал транспортным узлом международного уровня и важнейшей точкой на карте русского Севера.

Сергей Беляев

ИА «Север-Пресс»  

Баннер
Баннер
Баннер