Проекты нового Ямала (комментирует Василий Быковский)

10 февраля 2011
Ямалу нужны проекты, и не только по вертикали, но и по горизонтали
Важной вехой для округа я считаю транспортный и энергетический блок мега-проекта "Урал промышленный - Урал Полярный"...Совместно с Корпорацией «Урал промышленный - Урал Полярный» Правительство автономного округа планирует строительство железнодорожной линии Салехард - Надым.
Из ежегодного доклада губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Николаевича Кобылкина о положении дел в ЯНАО
(от 12.11.2010 года)

Уважаемые читатели!


В прошлом году мы приглашали вас к разговору о важном и судьбоносном - доктор экономических наук Василий Алексеевич Быковский представил тогда свое видение проекта «Урал промышленный - Урал Полярный», что вызвало ряд откликов и публикацию нескольких статей на эту тему, в которых были представлены мнения читателей.


Сегодня вновь берет слово учёный и писатель Василий Быковский, чтобы представить свой обновленный прошедшим временем и событиями взгляд на знакомый проект «Урал промышленный - Урал Полярный». И тема разговора вышла на строительство нового Ямала. Не будем торопиться и не будем судить поверхностно, заворожившись одним только названием «проекты нового Ямала».

Известно, что никогда Василий Алексеевич не предлагал готовых «рецептов» и однозначных, однобоких решений. Вот и сейчас он предлагает «развернуть вертикаль», по которой изначально было задумано выстроить проект «Урал промышленный - Урал Полярный». Какие будут плюсы при реализации данного проекта для городов нашего округа - вы составите свое мнение, ознакомившись с этой статьёй, а также рядом последующих публикаций.


Привлекательное название носит проект, о котором много говорят - «Урал промышленный - Урал Полярный». Лично я не знаю, кто так красиво собрал воедино такое разбросанное в экономическом и географическом понятиях сочетание слов. Но главное слово в этом проекте - Урал. А это название гор, которые, как мы знаем из школьной программы, разделяют Европу и Азию.

И вдруг словно с институтской кафедры звучит голос профессора: а почему Урал должен делить, пусть он лучше объединяет Европу и Азию, сближает регион добычи сырья с промышленными центрами, в этом-то и суть нашего проекта.

Многие проекты, которые казались несколько десятков лет просто мечтой, впоследствии были успешно внедрены. Урал - земля, словно предназначенная для экспериментов и реализации планов мечтателей и созидателей.

Возникают вопросы, например, почему в стране, где отвратительная дорожная сеть, планируем строить дорогу здесь, а не там. Экономическая и социальная эффективность многих проектов сомнительна, но среди них есть и достойные внимания.

Сегодня реализуется или планируется ряд крупных программ, позволяющих изменить и расширить направления и маршруты поставок энергосырья. Некоторые проектные наработки придется оставить не на завтрашний день, а даже на послезавтрашний.

Страна в последние годы богатела, золотовалютные резервы России к середине 2008 года увеличились в тридцать раз. Была возможность развивать экономику или складывать деньги. Было выбрано последнее. Наступивший финансовый кризис в какой-то степени оправдал эти финансовые шаги. Поэтому проект «Урал промышленный - Урал Полярный» оступился, без общенациональной поддержки не получилось ему у восточных склонов Уральских гор сходу пробить себе дорогу.

С другой стороны, у прежнего руководства корпорации «ОАО «Урал промышленный - Урал Полярный» не хватило глубины научного подхода, аналитичности и концептуальности, хотя их действия были публичны, но пресыщены пиаром, что, впрочем, объяснимо тем, что дело было новое и хотелось сделать все быстрее.


Так сложилось исторически, что в России во все времена большое значение имели проекты, которые направляли людей и имеющиеся ресурсы на выполнение задач или на ликвидацию проблем.

Станет ли на современном этапе делом, объединяющим силы и ресурсы, проект «Урал промышленный - Урал Полярный»? Для меня это пока еще остается вопросом.

Всегда считалось, что Урал - это становой хребет России, которая обязана «вытягивать» себя наверх.

Рассматриваемый проект масштабный, неоднозначный, спорный, но при этом имеющий стратегическое значение. При освещении его не надо впадать в эйфорию, нужно просто больше работать, быть настойчивее.

Использование природных водных путей позволит значительно ускорить освоение отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов. В этой связи целесообразно восстановить, а в дальнейшем увеличить их протяженность на 280 км. Таким образом, к приоритетным направлениям развития внутреннего водного транспорта относятся реализация мероприятий по обустройству водных путей (речных вокзалов и пристаней), переоснащение флота современными пассажирскими судами, работ по очистке русел рек и углублению.

Важнейшей транспортной проблемой округа является соединение двух разобщенных частей автономного округа при помощи железной и автомобильной дорог. Решение этой проблемы позволило бы обеспечить надёжное круглогодичное сообщение.

Так уж получилось, что почти все российские руководители - как бывшие, так и настоящие, уповали на вертикаль власти и думали, что в такой системе ориентиров управления всё получится. И знаете, многое получалось, но не у всех. Не получилось быстро и со сроками строительства железной дороги в рамках проекта «Урал промышленный - Урал Полярный». Может, потому, что ее направление было по вертикали: сверху вниз - так будущая трасса смотрится на географической карте.

Наверное, судьба у проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» такая. Ну не пошла в ход вертикаль, а почему не найти себя по горизонтали? Поэтому были разработаны проекты мостов через реки Обь и Надым, автомобильной и железнодорожных трасс, уходящих на север Красноярского края, - туда, где более убедительна и подтверждена сырьевая база для поддержки экономики российского государства.

В настоящее время транспортная система по перевозке грузов общего назначения в Ямало-Ненецком автономном округе имеет пропускную способность по приему и переработке грузов 20-22 миллионов тонн. В реализации объемов перевозок после трубопроводного ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, на втором месте - автомобильный, на третьем - речной.
Наземная транспортная сеть округа разобщена, выделяются два транспортных района - западный и восточный. В основе западного лежит крупнейшая транспортная ось - река Обь с подходящей к ней в районе города Лабытнанги веткой Северной железной дороги.

Восточный транспортный район основан на использовании железной дороги Новый Уренгой - Тюмень и рек Надым, Пур и Таз. В пионерный период освоения нефтяных и газовых месторождений основная часть грузов поступала водным путем по р. Обь в порты Надым и Коротчаево. Сейчас эти порты используются и для отправки грузов, главным образом при организации северного завоза. В отличие от западного восточный транспортный район имеет относительно развитую сеть автомобильных дорог с выходом на единую автодорожную систему страны.


Василий Быковский, доктор экономических наук
Подготовила к печати Вера Золотова

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер