Звонок Буша, сиамские близнецы и два сакральных слова

3 октября 2006
В понедельник президент РФ Владимир Путин посетил УрФО – он провел заседание президиума Госсовета в Кургане. Корреспондент «URA.Ru» следил за знаковым визитом с места событий и, как обычно, увидел больше, чем многие его коллеги. О том, зачем Олег Богомолов показывал всем губернаторам свой паспорт, как Джордж Буш заставил ждать курганцев, какие секреты раскрыл пресс-секретарь президента, почему Михаилу Зурабову пришлось работать переводчиком и многое другое – в репортаже «URA.Ru». Специальный бонус для наших читателей: на чем ездил по городу Путин и где он остановился ночевать.

Визит президента РФ Владимира Путина в Курган, без преувеличения, стал историческим событием – если говорить о самом Зауралье. В последний раз глава государства был здесь почти пятьдесят лет назад, и этим лидером был Никита Хрущев – в 1959 году он приезжал сюда, чтобы вручить городу государственную награду. Тогда церемония прошла в местном Театре драмы. Нынешний глава государства не слишком далеко ушел от своего предшественника – основные мероприятия, связанные с его визитом прошли в здании областной администрации буквально через дорогу от того самого театра.

Сам визит готовился несколько месяцев. Сначала предполагалось, что г-н Путин посетит Зауралье в апреле – не вышло. Визит перенесли на лето, но там в России случился саммит «Большой восьмерки», и Курган опять оказался на обочине. Приехать Владимир Путин смог только в сентябре. Как рассказал мне один из ближайших соратников губернатора, договориться помог Сергей Собянин – еще будучи губернатором соседней Тюменской области, он успел подружиться с главой Зауралья Олегом Богомоловым. Став главой президентской администрации, Собянин старую дружбу не забыл и помог договориться о приезде Владимира Путина.

Зауральцы, не видевшие главу государства почти полвека, с 10 утра начали дежурство на центральной площади города, где должен был остановиться президентский кортеж. Чтобы поклонники Владимира Путина не подобрались слишком близко к предмету своего обожания, толпу окружили оцеплением, одновременно выполняющим функции почетного караула. Забегая вперед, скажу: остается только пожалеть и простых горожан, и солдат в шинелях – дожидаться приезда российского президента им пришлось почти десять часов.

График главы государства сбился с самого начала. Президент вылетел из Москвы на полтора часа позже запланированного – как полушепотом потом объяснял журналистам пресс-секретарь президента Алексей Громов, задержали непредвиденные обстоятельства, одно из которых – телефонный разговор президентом США Джорджем Бушем.

- Почти всю дорогу в самолете проговорили, - доверительно пояснил г-н Громов.

Пока президент Путин летел в Курган, члены Госсовета путешествовали по городу. Всего столицу Зауралья в этот день посетило семнадцать глав регионов. Меры предосторожности, естественно, были беспрецедентными. Милиционеры стояли по трое, через каждые 50 метров. Губернаторам и главам республик показали выставку отраслевых достижений Зауралья, уникальный медицинский поезд «Николай Пирогов» (по сути, это передвижная больница) и пункты телемедицины. Членам Госсовета побывали и в областной больнице – через полтора года здесь должен появиться современный перинатальный центр (пока же жительницы региона рожают в обычном роддоме).

Позднее все это покажут Владимиру Путину, однако журналистов рядом с ним не окажется. Начиная с четырех часов дня, они будут сидеть в пресс-центре администрации Зауралья и ждать приезда первого лица. Для кремлевского пула – ситуация вполне обычная, большая часть рабочего времени президентских журналистов проходит именно в бесконечных ожиданиях главного героя их репортажей и заметок.

Всего в ожидании Владимира Путина журналисты провели порядка четырех с половиной часов. Периодически г-н Громов подкидывал свежие «вести с полей» - Владимир Путин приземлился. Он посетил медицинский поезд. Он зашел в областную больницу. В последнем пункте с главой государства, к слову, вышел небольшой конфуз – президент повстречался там с двумя роженицами и принялся интересоваться относительно того, использовали ли они родовые сертификаты. Едва президентом были произнесены эти сакральные слова, как грудные дети зарыдали, и это несколько испортило общую благоприятную картину.

Пока Владимир Путин общался с грудничками, члены Госсовета и приглашенные ждали его в зале заседаний. Здесь были, среди прочих, и все шесть губернаторов УрФО – прибыл даже челябинец Петр Сумин, имеющий проблемы со здоровьем. Все занимались своими делами. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель горячо обсуждал что-то с нижегородским коллегой Валерием Шанцевым и радостно обнимался с президентом РЖД Владимиром Якуниным. Тюменский лидер Владимир Якушев бродил по залу. Петр Иванович Сумин по-детски раскручивался в удобном кресле. Почти все губернаторы просмотрели зеленую брошюру – так называемый «Паспорт Курганской области». В двух словах, в ней рассказывалось о том, какой это славный и замечательный регион – Зауралье.

Между тем, прояснялись некоторые подробности визита Владимира Путина. Выяснилось, что еще три дня назад в Курган самолетом привезли президентский лимузин, и он сразу же стал легендой среди водителей областной администрации. Знакомых приглашали на экскурсии в административный гараж и демонстрировали бронированный «Мерседес». Еще одним важным вопросом стало то, останется ли президент ночевать в Зауралье. На всякий случай для него и свиты подготовили домики в элитном загородном поселке Болдинцево – здесь традиционно останавливаются высокопоставленные гости. Знакомая журналистка рассказала, что накануне на трассе до Болдинцево все придорожные столбики вымыли с мылом.

После того, как президентский кортеж остановился у дома правительства, журналисты было воспрянули духом, но рано – прежде чем начать заседание Госсовета, глава государства предпочел приватно пообщаться с некоторыми губернаторами. Из зала периодически исчезали главы регионов, а затем возвращались обратно. Кто-то с просветленным лицом, кто-то – с задумчивым. Наконец, вернулся хозяин праздника Олег Богомолов (у него лицо сияло), а вслед за тем вошел и сам президент.

Некоторое время Владимир Путин говорил с выключенным микрофоном, пока кто-то из сидящих рядом не догадался включить аппарат (вероятно, это был министр информационных технологий Леонид Рейман – иначе, на что он вообще нужен?).

-… укрепление материальной базы муниципальных поликлиник, автопарков «скорой помощи», - появился из ниоткуда голос главы государства. – Мы должны не просто приобретать новое оборудование, но и сделать так, чтобы оно не пролежало на складах и во дворах.

Накануне политолог Станислав Белковский распространил информацию о том, что на этом Госсовете президент должен будет признать провал нацпроектов. Этого не случилось, однако Владимир Путин все же позволил себе критику касательно ПНП «Здоровье».

- Многое сделано, дан толчок, - сказал он. – Но мы должны признать: до кардинального улучшения ситуации еще далеко.

Здесь министр здравоохранения Михаил Зурабов, сидящий от президента по правую руку, беспокойно посмотрел на шефа.

- В 2005 году дефицит финансирования государственных гарантий обязательной медицинской помощи составил 130 миллиардов рублей. Люди вынуждены были доплачивать из своих карманов… Мы тут говорили с губернатором Курганской области. У него не самый богатый регион. Но они оплачивают 100% госгарантий. Это вопрос приоритета. Что важнее? Новое здание построить и выгодный подряд дать нужным людям, или бороться за здоровье людей?

Согласитесь, комплимент был изящный. С одной стороны, Владимир Владимирович похвалил Олега Богомолова за сердобольную позицию. С другой, успокоил Зауральцев – ничего, мол, что пока вы не можете похвастать новыми зданиями. Зато здоровья завались.

Потом начались доклады. У каждого из губернаторов была своя точка зрения на здравоохранение. Одни считали, что необходимо отдать его на откуп страховым компаниям. Другие, напротив, настаивали на государственной монополии. Третьи просто пили чай из симпатичных кружек с гербом Зауралья – их разносил официант в белых перчатках.

Периодически в дискуссии губернаторов и президента вмешивался Михаил Зурабов. Чаще всего – в роли переводчика. Когда глава государства и его коллеги из регионов начинали путаться, Михаил Юрьевич включал микрофон и мягко говорил:

- Фактически, вы говорите об одном и том же. Владимир Владимирович имел в виду вот что… А Валерий Павлинович – вот что…

Министр информационных технологий Леонид Рейман предложил сделать больничные карты электронными, а всем больницам и поликлиникам обеспечить широкополосный доступ в Интернет.

- Рентгеновские снимки моментально будут передаваться между больницами… Все данные о болезнях сойдутся в едином банке данных, - мечтательно рассказывал он.

И все же, разговор свелся к деньгам. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев спустил всех на землю.

- Мы тут говорим, по сути, об одном. О структуре финансирования. Все остальное – технические мелочи…

Главный железнодорожник страны Владимир Якунин тоже оказался близок к медицине. Он поведал историю о уникальном хирургическом центре для детей, стоящем на балансе РЖД.

- Я психологически подготовленный человек. Но даже я не смог доглядеть их проспект до конца, - признался г-н Якунин. – Они разделяют сиамских близнецов. Выращивают пальчики. Исправляют горбы! И что же? Не включили этот центр в государственную программу. Это не лоббизм…

- Выделим сколько нужно в следующем году этому учреждению, - запросто оборвал разговор Владимир Путин.

На этом его щедрость не закончилась. Он пообещал, что в 2007 году на нужды здравоохранения будет выделен один триллион рублей.

- Это серьезные деньги, - сказал президент, и у губернаторов загорелись глаза.

- Это серьезные деньги, - угрожающе повторил Владимир Путин. – Но тратить их нужно эффективно. Если обязательства субъектов или муниципалитетов будут плохо выполняться – федерация будет их изымать.

После этого президент попрощался со всеми и отправился спать в Болдинцево. Так что столбики мыли не зря.

Дмитрий Колезев, Служба новостей «URA.Ru»
Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер