В режиме «онлайн»

26 января 2020
Автор: Наталья Матюшкина

Современные дети, кажется, с пеленок знают, как пользоваться мобильными телефонами и планшетами. Но насколько полезно такое раннее и тесное общение с электронными девайсами? Как уберечь детскую психику от негативного воздействия Всемирной паутины? Об этом рассуждают родители, педагоги и психологи.

Пётр и Екатерина Скороходовы — молодые, но опытные родители. Они воспитывают трех сыновей. Двухлетний Савелий лишь изредка смотрит на планшете мультфильмы. Третьеклассник Максим увлекается компьютерными играми, но он легко переключается на другие занятия. А вот девятиклассник Кирилл проводит в интернете гораздо больше времени.

Дело не только в социальных сетях, где сейчас подростки много общаются. Постоянного использования электронных устройств и интернета сейчас требует сам учебный процесс. Взять, к примеру, систему «Сетевой город»: там и оценки, и домашние задания, различные тесты для самостоятельной работы, - рассуждает многодетная мама. - Конечно, здорово, что сейчас в Сети можно найти любую информацию. Но, с другой стороны, так дети перестают сами размышлять. А зачем? Ведь есть готовый ответ и решение.

Польза от гаджетов несомненна. Для старшеклассников — это как минимум быстрый доступ к любой информации. Можно использовать их и для обучения маленьких детей — в Сети сегодня множество приложений и игр, которые способствуют развитию мелкой моторики, мышления и внимания.

Отвлечь от капризов

Но есть и минусы. Педиатры отмечают пагубное воздействие электронных девайсов на здоровье детей. Это и снижение физической активности, и задержка в развитии, искривление осанки и нервная утомляемость, нарушения сна, зрения, пищеварения. С ними согласны и психологи, которые уверены, что бесконтрольное использование планшетов, телефонов, компьютеров приводит к возникновению агрессивности или пассивности, плаксивости, беспокойству, провоцирует раннее проявление эмоциональных расстройств, а также развитие игровой зависимости у детей.

Многие родители дают детям гаджеты, чтобы отвлечь их и заняться собственными делами, - рассказывает педагог-психолог детского сада «Дельфин» Наталья Курган. - Зачастую планшет служит и средством успокоения маленького ребенка во время его капризов. Но нужно понимать, что это лишь временная мера, отбери у него планшет, и малыш снова начнет капризничать. Электронные девайсы никогда не заменят живое общение ребенка с родителями. Только благоприятная среда дома помогает ребенку осваивать мир, повышать кругозор, улучшать свое эмоциональное состояние. Через непосредственное общение со сверстниками и взрослыми малыш учится правильно говорить, адекватно реагировать, а, значит, и развиваться в соответствии с возрастом.

Телефоны в школах

Тревогу бьют и педагоги. Для профилактики вреда здоровью школьников и повышения усвоения учебного материала многие российские школы совместно с родительскими комитетами сейчас решают вопрос об ограничении использования мобильных телефонов и других устройств связи в школах. На законодательном уровне запрет еще не принят, но в некоторых образовательных учреждениях страны существует некая договоренность между родителями и педагогами. Одни считают, что это необходимо сделать, другие против таких нововведений и настаивают, что телефон должен находиться рядом с ребенком для постоянной связи с близкими.

Педагоги же сетуют, что дети часто отвлекаются на них во время уроков. Другие, наоборот, проводят занятия, активно используя современные технологии и подключая к процессу и мобильные устройства учащихся.

Марина Снычева, начальник управления образования: Запретами этот вопрос не решить. Нужно воспитывать культуру пользования мобильными телефонами и другими гаджетами. Это большая работа, которая должна проводиться совместно с родителями и учащимися. Понятно, что без телефона в наше время не обойтись, хотя бы потому, что это очень быстрый способ коммуникации при необходимости и при возникновении внештатной ситуации. С детьми и взрослыми нужно проводить разъяснительные беседы о неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектах воздействия мобильных устройств, а педагогам необходимо обратить внимание на организацию уроков, чтобы они были интересными для учащихся.

Отказаться от гаджетов сегодня невозможно, главное в этом деле найти золотую середину. Педиатры и психологи считают, что дошкольникам 4-5 лет нужно пользоваться мобильными устройствами не более 15 минут в день, 6-летним – до 20 минут; детям 7-9 лет – по 30 минут; 10-12 лет – 40; 13-14 лет – 50 минут. А для малышей до 3 лет гаджеты опасны, поэтому ребенок не должен с ними контактировать.

В любом случае решение — за родителями. И именно они подают пример детям: объясните им, какую пользу несут гаджеты, как они могут помочь в быту, в учебе. В то же время покажите детям, что реальная жизнь интереснее и ярче, чем на экране.

Алёна Янгулова, педагог-психолог прогимназии «Эврика»: Длительное пользование гаджетами с раннего детства замедляет умственное и физическое развитие детей. Список психических недугов можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и нарушением тесного эмоционального контакта с родителями. Особо стоит отметить жестокость на телевидении и в компьютерных играх, которая находит свое отражение в реальной жизни. Просто внимательно взгляните на участившиеся сообщения в СМИ о физическом и сексуальном насилии. Ребенок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное – множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект, то есть агрессия может проявиться не сразу.

Другие новости по теме:
Баннер