Стратегия развития

29 января 2011
Семинар по маркетингу и брендингу в рамках подготовки стратегии социально-экономического развития города Муравленко до 2030 года состоялся 24 января в конференц-зале средней школы № 2.

Семинар проводили прибывшие из Москвы А.Н. Пилясов, профессор, доктор географических наук, и Н.Ю. Замятина, кандидат географических наук, которые занимаются разработкой подобных проектов в «Совете по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН».

В работе семинара принимали участие М.Н. Никитин, глава администрации города, А.А. Газаров, председатель Городской Думы, В.А. Вдовин, и.о. гендиректора филиала «Муравленковскнефть», В.А. Быковский, представитель губернатора ЯНАО в гг. Муравленко и Губкинский, руководители подразделений городской администрации, руководители практически всех предприятий, депутаты, представители общественных организаций.

«Проблемы вашего города не уникальны», - отметил в своем вступительном слове А.Н. Пилясов. Он рассказал, что Советом по изучению производительных сил созданы стратегии, и по ним вполне успешно работают многие города. Примером могут быть Магадан, Ноябрьск, федеральные округа. Сегодняшние проблемы Муравленко типичны для многих городов. В Европе они были актуальны в 70-е годы. Во всех случаях экономическая основа городов требует модернизации.

Но когда речь идет об изменении траектории развития города, его связывают с активным лидером (руководителем города) и созданием благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства. Конечно, это требует длительного периода реструктуризации экономики города. Малый и средний бизнес может стать главным дополнением к основным элементам городской экономики.

Если рассматривать наш город в таком разрезе, то можно увидеть резервы. Теперь нужно определиться, как их правильно задействовать. Однако есть и существенные противоречия в Муравленко: это вызовы времени, требования сегодняшнего дня и некоторая консервативность жителей, сложившаяся в городе.

Единого алгоритма продвижения города не может быть. Варианты пути предстоит разработать. Об этом шла речь в ходе всего семинара.

О ресурсах маркетинга и брендинга рассказала собравшимся Н.Ю. Замятина, специалист по маркетингу развития городов. Надежда Юрьевна привела много примеров, основанных на опыте разработки подобных стратегий для других городов России. Четко разъяснила собравшимся, что значит сформулировать бренд развития. Говоря простым языком: то, каким мы хотим видеть свой город, во многом определяет способ решения проблем.

Муравленко рос и развивался по сценарию всех моногородов России. Здесь сконцентрировано много высококвалифицированных специалистов нефтяной отрасли. А еще есть существенный имиджевый ресурс - это личность человека, имя которого носит город - В.И. Муравленко.


Продолжился семинар деловой игрой, активное участие в которой приняли все собравшиеся. Четыре проекта развития города представили муравленковцы, участники семинара: М.Н. Никитин, Е.В. Молдован, И.Г. Реймер, С.Ю. Сосна. Проекты - не домашние заготовки, предложения поступали в ходе семинара. Направления проектов разнообразные: от следующего броска на Север и до креативных социальных инициатив развития услуг в сфере образования, медицины, культуры и спорта.

Н.Ю. Замятина представила вниманию аудитории четыре проекта сценариев развития города Муравленко. Социально-сырьевой сценарий предусматривает максимальную конвертацию доходов (бюджетных, личных, предприятий) в социальные гарантии жителям через сотрудничество с базовым городом в Европейской части России. Сценарий ориентирован на обеспечение комфортного переезда жителей Муравленко после семи лет работы в городе в базовый город, обеспечение притока в наш город высококлассных специалистов, медиков, педагогов, нефтяников и др., улучшение снабжения города продовольственными и промышленными товарами, улучшение условий отдыха жителей за счет связей с базовым городом. Суть производственного сценария - максимальное развитие нефтегазовой сферы Муравленко и сопутствующих служб и производств. Основные ориентиры: организация кластера взаимодополняющих производств, связанных с нефтегазовым сектором как среды, способствующей максимизации прибыли предприятий-участников.

Стабильная работа предприятий градообразующего кластера служит гарантией платежеспособного спроса и развития сферы обслуживания, что в конечном итоге приводит к улучшению условий жизни горожан. Сервисно-производственный сценарий предусматривает максимальную диверсификацию экономической сферы Муравленко за счет развития сферы услуг при сохранении деятельности предприятий нефтегазового сектора. Ориентиры: создание предприятий по предоставлению уникальных услуг и производству товаров народного потребления, ориентирующихся на рынки не только Муравленко, но и Ноябрьска, и других городов ЯНАО и ХМАО. За счет этого - увеличение доходной части бюджета, улучшение снабжения жителей товарами и услугами.

Креативный сценарий предусматривает развитие образования, культуры, туризма в дополнение к деятельности предприятий нефтегазового сектора. Этот сценарий ориентирован на создание разнообразной интеллектуальной среды как фактора развития города. Увеличение доходов городского бюджета и малых предприятий в ходе проведения специальных событий, например, фестивалей.

Далее с предложенными сценариями работали участники семинара. Активно обсуждались плюсы и минусы каждого, ключевые показатели. Прозвучали разные мнения, были и деловые споры. Так, например, говорилось о том, что в городе уже была практика создания подсобного хозяйства, но оно оказалось нерентабельным, потому как затраты намного превышали доход. А себестоимость произведенной продукции была слишком высокой. Спорным оказалось и предложение об организации туристического направления. Словом, безучастных не было. Ведь для каждого, сидящего в этом зале, важна дальнейшая судьба города.

На мой взгляд, если московские проекты отличались наличием обкатанных, апробированных схем, то наши проекты содержали глубокие знания местных проблем. Теперь профессорам предстоит синтезировать научный подход и обобщенные знания о нашем городе, о проблемах и чаяниях его жителей.
Недавний соцопрос показал, что большая часть муравленковцев видит себя здесь постоянными жителями, психология временщика осталась в прошлом, 17% опрошенных считают, что городу жить 20-30 лет, а остальная часть отводит ему значительно больше - до 100 лет.

В заключение семинара профессор А.Н. Пилясов отметил, что было очень приятно работать в такой творческой и одновременно деловой атмосфере. Этот семинар станет основным ориентиром для разработки муниципального заказа - стратегии нашего города.

Галина Шевелева
Фото Олега Ушкова
На фото: рабочие моменты семинара.
Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер