Пейте воду на здоровье! Лаборанты проверяют качество более чем по 10 показателям

5 февраля 2019

Наша муравленковская питьевая вода выгодно отличается от той, которая течет из кранов в больших городах: ее не нужно кипятить и, по словам лаборантов, даже отстаивать необязательно. При этом химическому обеззараживанию она не подвергается. Подземную воду достаточно очистить от железа, марганца и иных взвешенных частиц механическим путем.

На территории городского водозабора вода поднимается из недр земли 22 артезианскими скважинами, глубина каждой из них – 120 метров. После скважин она попадает в два сборных коллектора, часть подается в резервуар исходной воды объемом пять тысяч кубометров, другая часть – в насосную. И уже оттуда насосами второго подъема подается в фильтровальные залы.

Процесс очистки прост

Эта подземная вода изначально соответствовала бы требованиям санитарных норм и правил, если бы не большое содержание в ней железа. Процесс ее очистки довольно прост: до подачи в фильтры осветления в воду добавляется кислород.

– Происходит химическая реакция: двухвалентное железо превращается в трехвалентное и в виде хлопьев и взвешенных частиц оседает на фильтрующем элементе в фильтрах, – объясняет главный инженер филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло» Сергей Савченко. – Затем вода подается в резервуары: их четыре, каждый – объемом по две тысячи кубометров. Оттуда сетевыми насосами по двум магистральным водоводам уходит на город.

Железо остаётся в фильтре

Весь процесс очистки происходит в фильтровальных залах. Аппаратчик химводоочистки Мария Олейникова следит за подачей кислорода на фильтры, показателями давления и расходом воды, очищаемой ими в течение часа. Каждый, а всего их здесь 38, в среднем очищает больше семи кубических метров воды за час. По мере накопления железа на фильтрующем элементе они промываются. Как правило, фильтр очищается от примесей каждые 10-15 дней.

Подъем и очистка воды – процесс непрерывный, и он отслеживается в режиме реального времени. Часть технологического процесса полностью автоматизирована и не требует постоянного контроля со стороны обслуживающего персонала.

– Мы оперативно отслеживаем, какой объем воды поднимается с каждой скважины, сколько воды набирается в резервуары,  каковы расходы по фильтрам. На моем мониторе отражаются все параметры этого процесса: объемы, давление, температура. Через каждые три часа все параметры записываются в оперативный журнал, – объясняет машинист насосных установок Елена Науменко.

Чище ГОСТовской

Качество питьевой воды на выходе с водоочистных сооружений отслеживают в лаборатории объекта. Содержание железа в ней проверяют два раза в сутки. Лаборант химанализа Елена Алексеева работает здесь уже 30 лет, и в качестве питьевой воды она уверена на сто процентов.

– За это время условия работы в лаборатории практически не изменились, а вот качество воды заметно улучшилось. У себя дома, например, я ее не отстаиваю – в этом нет необходимости, – рассказывает специалист со стажем. – Когда вода поднимается со скважин, в ней содержится почти 3 миллиграмма железа на литр воды, поэтому она имеет оттенок желтого цвета. После всех этапов очистки в ней содержится максимум 0,2 миллиграмма, а ГОСТ допускает присутствие 0,3 миллиграмма. То есть наша вода на выходе с водозабора по этому показателю чище ГОСТовской.

Фотоэлектрокалориметр – так называется прибор, который измеряет содержание железа в питьевой воде – сравнивает ее с дистиллированной водой и выдает оптическую плотность железа. Также он показывает содержание кислорода в воде, идущей на фильтры. Его тоже нужно контролировать, чтобы не нарушить технологию очистки.

Пробы с каждой точки

Более подробный анализ питьевой воды делают в другой – производственной – лаборатории, которая находится на территории центральной котельной. Здесь ее проверяют более чем по 10 показателям.

Кроме содержания железа, мы определяем долю марганца в питьевой воде, ее запах при 20 и 60 градусах, мутность, цветность. Также берем пробы для санитарных микробиологических исследований и для бактериологической лаборатории, – рассказывает начальник производственной лаборатории Елена Косогова. Кстати, на случай получения неудовлетворительных анализов из баклаборатории для обеззараживания воды на территории водозабора находится узел ввода гипохлорита натрия. Но за десятки лет работы он ни разу не использовался.

Пробы для анализов берут не только на водозаборе, но и в центральных тепловых пунктах – то есть во всех микрорайонах города: вода в каждом ЦТП проходит проверку два раза в месяц. Это позволяет держать под контролем не только качество воды, пришедшей в город, но и следить за состоянием магистральных сетей водоснабжения, ведь если с водозабора она уходит ГОСТовского качества, а в ЦТП приходит уже с повышенным содержанием каких-то веществ, значит, в трубопроводе есть изъяны.
Отметим, лаборанты говорят, что в нашем городе безопасно пить даже охлажденную горячую воду. Это та же вода, только нагретая до определенной температуры. 

Сергей Савченко, главный инженер филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Муравленко «Тепло»:

– В Муравленко иногда возникают случаи, когда из крана течет вода плохого качества. С такими заявками жителям города нужно обращаться в первую очередь в свою управляющую компанию. Как правило, причина кроется в загрязнении внутридомовых сетей, поэтому устраняют ее специалисты обслуживающей организации.

Аналогичные проблемы могут возникать и во время промывки внутриквартальных сетей водоснабжения. Но в таких случаях мы предупреждаем потребителей заранее.

В зимний период на городском водозаборе в сутки очищается до 5,5 тысячи кубометров воды.

Зульфия Фарвазова

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер