До вечера – пемшемчу – ещё далеко… В тундре родиться – ежеминутно трудиться

4 ноября 2018

Октябрь. Солнце взяло курс на запад. Съемочная группа в гостях у ненецкой семьи Пяк. Хозяева – Юра и Роза –живут бок о бок больше 30 лет. Без дела никогда не сидят. За стадом оленей круглый год доглядывают, заботятся и оберегают их, да и другими будничными хлопотами день напол-нен. После обеда, как Юрий и говорил, он принялся за привычную для тундровика работу. Мы с оператором – за ним…

«Вот сейчас путы, или «тымпе» по-ненецки, для ездовых оленей подправлю, погоню бычков на выпас, пусть ягель пощиплют. Большое стадо в сотни голов сейчас пасется в километрах 20 от стоянки. Собираю оленей в кораль (загон) с лайками, они – наши незаменимые помощники. К стаду завтра поеду, а сегодня у меня другие заботы», – поясняет Юрий и принимается за дело.

Тымпе очень похожи на деревянные колодки, а еще это нехитрое приспособление напоминает ласты и не дает оленям уйти далеко от стойбища и прибиться к основному стаду. Дело сделано. Четыре красавца-бычка под окрик хозяина бегут привычной тропой к месту выпаса. На месте Юрий надевает на передние ноги оленей тымпе, и мы направляемся на стойбище. Бодро шагая по болоту, Юрий сообщает, что к закату надо приготовить дров, так как Роза будет готовить ужин. Предлагаю свою помощь. Соглашается.

Дрова – дело женское

Заготовкой дров в тундре занимаются в основном женщины. Летом – по мере необходимости, а ближе к зиме стараются делать большие запасы – на случай крепких морозов. В хозяйстве имеется бензопила, но чаще ненцы используют ручную и топор. Вот и я попробовала. Юра взялся за одну ручку, я – за другую. Получилось. Распиленные чурбачки лихо отлетали в сторону. «Раньше Роза сама занималась заготовкой дров, теперь мы это делаем вместе. Всё-таки не молодые уже, помогаем друг другу», – добавил Юра, складывая очередную охапку в поленницу.

Без единого гвоздя

Далее направляемся чинить нар-ты, по-ненецки – «кан». Надо ли говорить, что в тундре оленья упряжка – основной вид транспорта. «Бураном», рассказывает Юрий по пути, пользуются по особой необходимости, поскольку его заправлять надо. Получается, что на оленях семья Пяк ездит круглый год. К слову, запрягают от четырех и более оленей упряжкой, по структуре напоминающей веер. На кан садятся строго с левой стороны, управляют с помощью вожжей и шеста-хорея. Кстати, про этот шест есть приметы-легенды.

Юрий с помощью современных слесарных инструментов, но при этом используя привычное самодельное сверло, чинит нарты. Их у него много, больше десятка. Служат они долго – до 10 и более лет. И иногда требуют ремонта. Что примечательно, сделаны они без единого гвоздя и шурупа, исключительно при помощи деревянных шпонок. Для изготовления кана используют несколько видов древесины: лиственницу, ель, кедр, березу, сосну. Юрий за много лет научился делать новый кан очень быстро, на всё про всё уходит не более 3 дней. Главное, чтобы все виды деревянных заготовок были под рукой и припасены минимум за месяц.

О сакральном…

Нарты – это не просто средство передвижения. На них хранят вещи, домашнюю утварь. Когда я попросила показать зимнюю одежду и обувь, хозяева мне вежливо отказали. Пояснили, что летом вещи нельзя вытаскивать из нарт. Плохая примета. Можно накликать беду – кто-то уйдет в другой мир. К слову, ненцы погребают родных в вечную мерзлоту. Вместе с умершими кладут кухонную утварь и личные вещи. Нарты бывшего хозяина увозят на место погребения, их оставляют рядом перевернутыми вверх полозьями. У ненцев посещать места погребения ушедших из мира сего не принято.

В мире духов

Близился вечер, по-ненецки – «пемшемчу». Хозяева запустили генератор, чтобы включить свет и подзарядить телефоны. Кстати, семья пользуется и другой современной техникой, например, ноутбуком. Интернет в тех местах ловит, так что если заскучают по детям и внукам – имеют возможность пообщаться. А на случай поломки генератора для освещения в хозяйстве есть керосиновая лампа.

И вот мы снова за чайным столиком, обсуждаем, как прошел день. Обращаюсь к хозяину: «Юрий, в самом распространённом среди ненцев мифе о мироздании говорится о том, что сначала была лишь вода. Верхний дух, или бог неба, Нум прислал гагару. Она, нырнув, принесла ком глины. Ком стал расти и превратился в землю, по-ненецки – «я». Затем появились горы и реки, люди и животные. Земля является одухотворённым срединным миром. По представлению ненцев, на ней есть место каждому, кто приходит на нее с добрыми намерениями и готов уважать интересы других. Согласны ли вы с этой версией?»

«Думаю, что так и есть. Для нас, ненцев, Нум – это бог неба. Он управляет природой, – поясняет хозяин чума. – А так в целом и у озера, и у леса, и тундры, птиц и животных есть духи-хозяева. Если ты бережешь природу, то и они милостивы к тебе. В это верили мои деды и прадеды, и я верю».
Наше всё

Роза снова берется за рукоделие. Продолжает шить для младшей 11-летней Марины ягушку. Иголка с наперстком мелькают в ее проворных руках. Глядя на оленьи шкуры, Юрий изрекает: «Олени – это наше всё. Олень для ненца – и одежда, и еда, и транспорт, и богатство… С младенчества и до самой старости мы с ними бок о бок. Всё, чем живем и в чём живем – всё благодаря оленю».

Пришло время собираться в обратный путь по тундре, к трассе. Чуть менее часа по болоту – и вот мы уже на обочине автодороги Ханымей – Муравленко. Помогая складывать наш незамысловатый багаж в машину, Юрий сказал полушутя: «Ждем вас через пару месяцев на зимней стоянке. Дрова будем пилить. У вас это, Нина, неплохо получалось».

P. S. Снова и снова на Ямале, на краю земли, коренной народ Севера встречает юрну – утро, ялядир – день, пемшемчу – вечер, ночь – пий. И так будет всегда…
 

Нина Гультяева
Фото Ольги Чёрной

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер