Звездный год «Импульса»

10 июня 2009

вооруженный знаниями. Это человек, умеющий их приобретать, делать это целенаправленно по мере возникновения потребности, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы 21-го века должен успешно адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным.

Как добиться того, чтобы наши выпускники были и успешны, и востребованы? Ответом на этот вопрос могут стать слова ученого-литературоведа Г. Гуковского: "Кто сказал, что школа должна учить тому, что легко школьникам? Я полагаю, она должна учить их тому, что им доступно по их возрасту, но это совсем не одно и то же... Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, т.е. радостною победою... И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд - труден." Это, во-первых. А во-вторых, самые обычные, вполне традиционные приемы работы на уроке и во внеурочное время под руководством талантливых учителей приобретают поисковый характер, побуждают обращаться к научным источникам, требуют самостоятельности в подборе и анализе материалов, раздумий о той или иной проблеме.

Именно поэтому 10 лет назад с легкой руки учителя биологии Т.И. Изоськиной в средней школе № 2 было организовано общество «Импульс», где учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью. С чего начинается исследование? С удивления... Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды он задается вопросом: "А почему это именно так, а не иначе?" С этого момента, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно - начало поиска, начало исследования!

За последние годы немало ребят стали призерами городской научно-практической конференции школьников «Цель творчества - познание идеи»: И. Калинина, Е. Овчаренко, Я. Зайцева, Л. Султанова, Д. Неренц и многие другие.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность происходит постепенно. Рассматривая опыт подобной работы в МОУ СОШ №2, можно отметить, что интерес к самостоятельной работе появляется уже с младшего звена школы. Дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать современные информационные технологии для достижения поставленных ими же самими целей. Они успешно преодолевают трудности и не утрачивают интерес к длительной работе, не теряют из поля зрения интересующие их вопросы.

Этот учебный год для «Импульса» стал поистине звездным. Результаты говорят за себя. На XI городской конференции школьников «Цель творчества - познание идеи» из девяти представленных работ все стали призовыми: 1 место - Владимир Бреслаухов 9 а кл. (рук. Е.В. Молдован); Софья Суркова и Наталья Боталова, 9 б кл. (рук. О.В. Чурилова); 2 место - Наталья Бакаянова и Дарья Ивандаева, 9 а кл. (рук. Л. В. Половко, Е.Н. Архипова), Иван Курочкин, 9 а кл. (рук. О.Н. Курочкина), Наталья Боталова, Лилия Ханнанова, 9 б кл. (рук. З.А. Акмалова, М.А. Котелкина), Антон Колесник, 9 а кл. (рук. Е.В. Молдован), Ксения Дервишева, 9 б кл. (рук. В. В. Анисимова), Алия Максеева, 9 а кл. (рук. В.Н. Зинковская); 3 место - Саша Бобрик, 9 б кл., (рук. В.Н. Зинковская). На III городской конференции школьников «Малая академия» учащиеся МОУ СОШ №2 достигли следующих результатов: 1 место - Ольга Хрептик, 6 а кл. (рук. Л.В. Половко), Арина Бойко, 6 б кл. (рук. Е.Н. Архипова), Даша Кононова, 6 а кл. (Е.Н. Архипова); 3 место - Алена Жукова (Г.П. Михайлишин), Адель Дукаева и Юлия Литвин (М. А.Котелкина, З.А. Акмалова), Валерия Дыба (Н.В.Кустова).

А самыми трудными и приятными оказались «Первые шаги в науку» для учащихся начальной школы: Олинды Кислых (1 место), Лилии Мингалимовой (2 место), Фикрета Джавадова и Ильи Костяева (3 место) и их научных руководителей О.Н. Курочкиной, Р.А. Полпироговой и Е.В. Ашуровой.

Расширилась география участия юных исследователей: в VI окружной конференции школьников «Ступень в будущее» в Новом Уренгое участвовали Владимир Бреслаухов (1 место), Лидия Криворучко (2 место), Наталья Бакаянова и Дарья Ивандаева (3 место), участниками конференции были также Дарья Тягунова, Иван Курочкин, Софья Суркова и Наталья Боталова. На Всероссийском конкурсе «Первые шаги» (г. Москва) первых мест удостоены работы В. Бреслаухова, Н. Бакаяновой, И. Курочкина, лауреатом 3 степени стал А. Сотников.

Для многих ребят увлечение научно-исследовательской работой становится стартовой площадкой для покорения новых высот. Так, благодаря работе Владимира Бреслаухова, школа обрела свой герб. Затем у него были победы на окружной конференции, три первых места во Всероссийских конкурсах, он стал лауреатом заочного этапа IV Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи - страница многовековой истории Отечества» и дипломантом 3 степени конференции в г. Казани. А результат кропотливой и напряженной работы - звание «Ученик года-2009»!

Несмотря на то, что после 9 класса многие ребята стали учащимися многопрофильного лицея, их научно-исследовательская деятельность, связь с родной школой и учителями не прервалась. Так, ученица 11 класса Екатерина Федотова и ее руководитель Е.Н. Архипова продолжили сотрудничество, и работа «Парцеллированные конструкции в русском языке» на городской конференции была удостоена 2 места.

На Всероссийских конкурсах «Юность. Наука. Культура» и «Первые шаги в науку» Дарья Тягунова стала лауреатом 3 степени (работа «Изучение влияния молодёжных субкультур на подростков города Муравленко», рук. Ю.А. Гарькуша); Лидия Криворучко (работа «Жанровое своеобразие, синтаксические особенности и средства выразительности в газетных публикациях», рук. Е.Н. Архипова) - лауреатом 2 степени. Работы Натальи Бакаяновой («Своеобразие топонимов Ямало-Ненецкого автономного округа (в том числе топонимов Пуровского района», рук. Л.В. Половко и Е.Н. Архипова) и Владимира Бреслаухова («Герб школы № 2 - символ ее традиций и устремлений», рук. Е.В. Молдован) получила самую высокую оценку - 1 место. И педагоги, и учащиеся уверены, что это достойный подарок объединения «Импульс» к 20-летию школы и 25-летию города!

Исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние инновационных достижений педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

МОУ СОШ № 2 - школа гуманитарной направленности, где все ориентировано на обучение и воспитание школьников, способных к активному интеллектуальному труду, на становление навыков самообразования, на формирование широко образованной личности, готовой к творческой деятельности. Путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Поэтому связь между исследовательской направленностью человеческого мышления и воспитанием человека - мыслителя и творца - очевидна. И роль учителя в этом процессе огромна. Сегодня 17 учителей (а это 42% педагогического коллектива) курируют исследовательскую деятельность. Их главная задача - научить школьников смело и самостоятельно мыслить, считаясь только с теми данными, которые открывает само исследование.

И все-таки хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир.

Любое исследование - это усилия, усилия, усилия... Это нелегкая работа, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам... Но одновременно это и отрадная работа - она непременно станет ступенью к успеху...

Е. Архипова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2
Фото из архива управления образования

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер