На каждые 4 км дороги – олений переход

25 сентября 2013

В Салехарде продолжается Третий Международный арктический Форум «Арктика – территория диалога». На первой тематической сессии сегодняшнего дня, которая называется «Экологическая безопасность освоения и использования Арктики», прозвучали доклады Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского «Освоение ресурсного потенциала и обеспечение экологической безопасности Арктики» и руководителя Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александра Фролова «Государственный мониторинг состояния и загрязнения российской Арктики».

Сергей Донской подтвердил, что приоритетом России в промышленном освоении углеводородного потенциала является континентальный шельф. Именно там – единственный в мире уникальный резерв углеводородов, в которых нуждается страна и мир. Шельф может обеспечить долгосрочную перспективу для энергетической отрасли. Сейчас две трети месторождений и залежей, по словам Сергея Донского, открываются на шельфе. Объемы поискового бурения там также растут. Для этой территории необходимо освоить особые стандарты добычи и исследования недр.
По мнению Министра, реализация проектов на шельфе и в арктической зоне возможна на основе государственно-частного партнерства. Кроме того, «пионерам» разработки шельфовых месторождений необходимы налоговые льготы. Все это поможет компаниям иметь минимальные экономические риски, а государству – весомый эффект для бюджета.
Он подчеркнул, что освоение шельфа и Арктики должно вестись с использованием высочайших экологических стандартов. Поэтому с 1 июля эксплуатирующие организации должны составить план по ликвидации ЧС, создать системы наблюдения, разработать планы и подтвердить финансовые и материальные возможности для предупреждения и ликвидации чрезвычайных происшествий.

Руководитель Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов заявил о том, что Россия создает новую систему спутникового наблюдения за Арктикой. Он пригласил страны Арктического региона к участию в международном проекте. «Проект уже разработан, средства выделены. Система из двух спутников по типу «Молния» позволит проводить качественный мониторинг Арктики на постоянной основе», - пояснил он.

По его словам, Арктический регион недоступен для наблюдения со спутников на геостационарной орбите, а низкоорбитальные метеорологические спутники не обеспечивают наблюдение высокоширотных районов с требуемой периодичностью. Создание космической системы в составе двух метеорологических спутников на высокоэллиптических орбитах типа «Молния» и двух радиолокационных спутников на низких полярных орбитах позволит полноценно решать задачи гидрометеорологии и мониторинга Арктики. Создание многоцелевой космической системы «Арктика» отвечает основам долгосрочной государственной политики РФ в высоких широтах и получило одобрение Правительства РФ. Этот проект также получил поддержку Всемирной метеорологической организации как проект, обладающий наивысшим приоритетом в области дистанционного зондирования Земли. Отметим, в последние годы в метеослужбах и космических агентствах некоторых зарубежных стран (США, Канада, Финляндия) заметно вырос интерес к разработке концепции спутниковых наблюдательных систем гидрометеорологического назначения.

Эти темы стратегически важны для Ямало-Ненецкого автономного округа. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин вчера в своем докладе на Форуме назвал фундаментальные принципы всей деятельности в округе (сохранение культуры, обычаев и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера; обеспечение экологической безопасности региона; сохранение гармонии и баланса интересов ТЭКа и КМНС). Отметим, что все эти принципы активно применяются. В частности, любой проект нефтегазовых компаний вначале обязательно проходит процедуру общественных слушаний. Экспертами, в том числе, выступают и представители тундровых общин. Бывали случаи полной переделки проектов. Что касается строительства арктической дороги по проекту «Северный широтный ход» и строительства в рамках этого проекта автодороги Салехард – Надым в 330 км, отметим показательный факт: на каждые 4 км приходится олений переход. То есть, чтобы не нарушать извечные маршруты касланий, на дороге будут построены свыше 80-ти оленьих переходов.

То же можно сказать и о работе запущенного осенью прошлого года Бованенковского месторождения. Этот высокотехнологичный промышленный гигант практически останавливает работу, когда начинается период гнездования птиц, нереста рыб или идёт каслание оленей. А чтобы животным было комфортно, переходы через железную дорогу и автодорогу выстилаются дорнитом. И во всех местах переходов, а их на Бованенково шесть, выставляются блок-посты.

Для более эффективной работы в деле обеспечения экологической безопасности региона отметим, что до недавнего времени на Ямале работали 7 мониторинговых полигонов для контроля состояния окружающей среды. В прошлом году их стало 10. Но при активизации промышленного освоения региона этого уже явно недостаточно. Поэтому в ближайшее время сеть расширится до 15. Важно, что, согласно достигнутым договорённостям с компаниями-недропользователями, предприятия округа предоставляют Правительству ЯНАО данные локального экологического мониторинга в границах своих лицензионных участков, и вся полученная информация аккумулируется в единой базе. Всё это, безусловно, благотворно сказывается на состоянии природной среды Ямала.

Источник: Пресс-служба Губернатора ЯНАО

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер