9 мая 2024
Автор: Юлия Сидарюк

Бессмертный полк. Разведчик-артиллерист Шавкат Базаралиев штурмовал Кёнигсберг и Берлин.

Артиллерию неслучайно называют богом войны. Служить в ней во все времена было почетно, а быть артиллерийским разведчиком – престижно вдвойне. Каждую секунду рискуя своей жизнью, он находится на переднем крае, выслеживает и заносит на карту точные координаты вражеских дотов и дзотов, огневых точек и траншей. Только благодаря разведчику огонь артиллерии так точен и эффективен.

Судьба стать артиллеристом-разведчиком в годы Великой Отечественной войны выпала простому сельскому парню Шавкату Базаралиеву. Двоюродного дедушку корреспондента «Муравленко Медиа» Эвелины Хамзяевой призвали на фронт 18-летним мальчишкой в январе 1943 года. Дома, в селе Бекетовка Икрянинского района Астраханской области, оставались его мать Акканыш, двое младших братьев (в том числе 13-летний Шафигулла – родной дед Эвелины) и сестренка. Их отец скончался еще до войны.

После краткосрочного учебного курса в составе зенитного расчета новобранец попал под Сталинград, находившийся в четырехстах километрах от его родного села.

– Страшная реальность войны коснулась и нашей большой семьи. За годы Великой Отечественной из четверых ушедших на фронт мужчин Базаралиевых домой вернулся только Шавкат, – рассказывает Эвелина.


Мать солдата

Помолившись за сына, перед дорогой повесила Акканыш ему на шею амулет с дуа – молитвой-оберегом из Корана, дала откусить кусочек хлеба. Оставшуюся часть сохранила как гарантию, что беды не случится и Шавкат доест его после возвращения. Стала женщина ждать, радуясь нечастым и скупым письмам своего мальчика с фронта. Кто знает, не благодаря ли материнским молитвам вернулся ее старшенький через семь лет домой?.. Живым и здоровым, без единой царапины.

В тот первый после призыва год произошла история, которую рассказывала родным сама участница событий Акканыш Базаралиева и до сих пор передают из уст в уста ее потомки. Есть известный советский фильм «Отец солдата», а эта история о том, как мать искала на фронте своего сына. Получив весточку о точном месте расположения части Шавката под Сталинградом, отправилась она в дорогу, взяв с собой скромный гостинец – «чалку воблы и пять штук айвы».

Вместе с ней была еще одна солдатская мать. Отважные женщины преодолели более 400 километров фронтовых дорог, пережили задержания и допросы особистов. Но свидание с сыновьями состоялось. Позже рассказывала родным о радостной встрече: «Бежит мой Шавкат навстречу с горки, а полы его шинели, как крылья ласточки, развеваются...»

Корректировщика – уничтожить

После завершения Сталинградской битвы молодой артиллерист снова попал в учебную часть, где изучал минометы. С 1942 года в РККА начали создавать специальные дивизионные группы, на которые возлагались разведка и подавление минометных батарей. Наши 120-мм минометы и 122-мм гаубицы использовались для поражения противника на огневых позициях. Задачей артиллериста-разведчика было незаметно выдвинуться на нейтральную полосу, установить огневые точки и батареи противника, чтобы корректировать огонь своего подразделения. Таким образом, сержант находился в непосредственной близости от врага, который точно знал, что рядом корректировщик и его надо уничтожить в первую очередь.

Эта игра со смертью продолжалась для Шавката Базаралиева полтора года, до самой Победы. Дорогами войны он прошел от Сталинграда – через Белоруссию, Кёнигсберг и Восточную Пруссию – до логова фашистов, Берлина.

Куда только ни приводили фронтовые дороги парня из астраханской глубинки. В составе 157-й армейской пушечной артиллерийской бригады Шавкат воевал на 1-м и 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. Громили артиллеристы немцев в Белоруссии, три года находившейся в оккупации. Летом 1944 года освобождали Бобруйск, потом город Барановичи. Отличившейся в этих боях 157-й армейской пушечной артиллерийской бригаде (апабр) было присвоено почетное звание Барановичской.

За годы Великой Отечественной войны Шавкат Лукманович Базаралиев был награжден медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденом Красной Звезды.

Первая награда

Осенью того же 1944 года и совершил первый личный подвиг Шавкат Базаралиев. На тот момент он уже командовал отделением разведчиков 3-го дивизиона своего полка. При прорыве обороны противника на подступах к Восточной Пруссии в районе литовского поселка Жвангучи Базаралиев «в результате хорошо организованной разведки как на переднем крае, так и в глубине обороны противника обнаружил 2 НП, 2 дзота и две минометные батареи, которые мешали продвижению наших частей». В результате враг был уничтожен.

Также в наградном документе командир, представлявший 19-летнего артиллериста к медали «За отвагу», отметил, что «во время боя младший сержант Базаралиев под огнем противника вынес раненого разведчика с поля боя и доставил санинструктору для оказания помощи».

Каждый день – на передовой

В победном 1945-м почти каждый день проходил на передовой. 157-я апабр была подразделением прорыва, участвовала при освобождении сильно укрепленных пунктов противника. В Восточной Пруссии штурмовала города и поселки, замки, крепости и форты. В марте при уничтожении окруженной группы немцев у старинного поселения Гросс Хоппенбрух (с 1946 года поселок Знаменка в Калининградской области. – Прим. авт.) в результате грамотно организованного сержантом Базаралиевым наблюдения за противником было обнаружено 3 НП, 2 орудия на прямой наводке,

2 минометные батареи и 4 станковых пулемета. Все они были подавлены и уничтожены огнем наших батарей. Это очистило путь для продвижения советских передовых частей и защитило освобожденный населенный пункт.

Вскоре в боях за полуостров Бальга, близ Кёнигсберга, командир отделения разведчиков отличился снова. В одном из боев он, выйдя вперед с радистами, корректировал огонь батареи дивизиона по уничтожению станкового пулемета и минометной батареи немцев. Затем на восточной окраине полуострова обнаружил большое скопление живой силы и техники фашистов. Быстро передал своим координаты и корректировал огонь батареи. Благодаря этому было убито до 80 гитлеровских солдат и офицеров, уничтожено 13 повозок с грузом и разбито три вражеских миномета.

«...В районе Кёнигсберга 6 апреля 1945 года сержант Базаралиев засек 4 батареи, 2 минометные батареи, которые были подавлены огнем нашей артиллерии. Достоин представления к правительственной награде – ордену Красной Звезды», – завершал краткое описание подвигов разведчика командир 3-го дивизиона гвардии майор Федоренко.

После ликвидации окруженной под Кёнигсбергом группировки фашистов в апреле 1945 года 28-я армия, в которую входила бригада Базаралиева, была передана в состав 1-го Украинского фронта и участвовала в Берлинской операции. После ожесточенных боев с окружением и полным уничтожением очередной группировки немецко-фашистских войск вместе с 3-й гвардейской танковой армией штурмовала Берлин. Война для старшего сержанта закончилась 11 мая 1945 года в Праге.

Демобилизовали старшего сержанта Базаралиева только в 1950 году. Вскоре после возвращения на родную астраханскую землю Шавкат создал свою семью. Один за другим появились четверо сыновей и дочь. С 1952 по 1987 годы глава большого семейства работал диспетчером в транспортном цехе судостроительно-судоремонтного завода имени 10 лет Октября в Астрахани. Была у него и вторая профессия – плотник. Бывший фронтовик строил дома, мастерил двери, оконные рамы и красивые резные ставни.

– Шавката Лукмановича хорошо помнит старший брат моего папы дядя Мухтар, хранитель семейной истории Базаралиевых. От него мы, молодежь, знаем, что ветеран наш был спокойным, немногословным и хорошим человеком. По словам дяди, он так по-доброму и заливисто хохотал, что окружающие обязательно обращали внимание и начинали смеяться вслед за ним, – с улыбкой продолжает Эвелина. – К сожалению, я не застала в живых героического родственника. Шавкат Лукманович ушел из жизни в 1988 году, задолго до моего рождения. Мой дядя Хайдар Шавкатович до сих пор хранит военный билет, служебную книжку военнослужащего срочной службы, боевые медали и фото своего отца, в том числе фронтовые. Фотографиями этих семейных реликвий он щедро поделился со мной для публикации в журнале. По словам старших родственников, фронтовики не любили вспоминать про войну. Если и рассказывали, то будто извинялись, что остались живы. Было видно, как тяжело им ворошить прошлое и будить в памяти переживания. И только 9 Мая вновь они становились теми 18–20-летними мальчишками, которым суждено было победить врага, пришедшего на нашу землю.


 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер