22 июля 2022
Автор: Татьяна Козарь

Семнадцатилетним мальчишкой он впервые сел за руль комбайна, в двадцать восемь уже был удостоен ордена Славы IIIстепени и принят в ряды КПСС. Почет, уважение, семья. Казалось бы, что еще нужно? Но на самом пике своих трудовых подвигов многодетный отец решает сменить колосящиеся поля Карачаево-Черкессии на белые снега Крайнего Севера.

– В школьные годы я очень хотел стать музыкантом, – рассказывает Мухамед Туркменов. – Но мой отец считал, что это не мужская профессия. Поэтому я никуда не поступил, а пошел работать в местный сельхоз. Меня тут же определили в кормодобывающую бригаду и отправили косить. Помню, управляющий возмутился и говорил директору, мол, какой урожай можно собрать с этими мальчишками? Я молча сел в комбайн и поехал в поле. А через три дня на моей кабине уже развевался флажок передовика. В этот же год занял первое место среди комбайнеров...

После двух лет срочной службы Мухамед вернулся домой. И снова принялся сеять хлеб, рожь, сажать и убирать свеклу, картофель. Работал всегда на совесть. Его ставили в пример, вручали грамоты, благодарности, премировали.  И даже приняли в партию, что в Советском Союзе было особенно почетно. А еще Мухамед Туркменов был одним из немногих, кому в таком молодом возрасте вручили орден Славы.

Его младший брат Мухарби выбрал другой жизненный путь. В 80-е годы поехал по комсомольской путевке осваивать Крайний Север. В поселке Муравленковском он строил газоперерабатывающий завод. Приезжая в отпуск, рассказывал родным о необычайно суровом климате и теплых человеческих отношениях. А также достойных зарплатах и больших перспективах нефтедобывающего региона. Мухамед заинтересовался.

–Это был 1987 год. С работы меня отпускать не хотели, чего только не обещали: и жилье отдельное выделить, как молодой семье, и другие меры поддержки, – вспоминает Мухамед Туркменов, бульдозерист ООО «Муравленковская Транспортная Компания». – Отец тоже был против, чтобы еще один сын оставил родные места. Но я решил, что съезжу ненадолго, заработаю денег и вернусь.

Некогда знатного комбайнера приняли на работу в УТТ-6 машинистом бульдозера 6-го разряда.

– Листая трудовую книжку, колонный удивился, что у меня так много наград,  – рассказывает мужчина. – Говорит: «Такого работника у меня еще не было. Вставай, пошли за мной» – и повел в зону консервации, где находилась списанная техника. «Соберешь себе трактор?» – спрашивает. Отвечаю, что без проблем. А это, оказывается, проверка была с его стороны, насколько я работящий.

Так сменил колосящиеся поля на пески, болота да снега нефтяных месторождений Мухамед Туркменов и стал обеспечивать беспрепятственные проезды к кустовым площадкам многотонной технике. Но тогда он был твердо уверен, что новое место работы будет временным. Молодая жена с тремя детьми ждала его дома. Поэтому он жил в общежитии и на отдельные квадратные метры не претендовал. Написать заявление на получение жилья его в буквальном смысле заставила кадровичка. 

– Она дала мне лист бумаги и говорит: «Пишите». А я возмутился: «Зачем мне здесь квартира? Год-два поработаю и домой уеду», – рассказывает Мухамед Меджидович. – «Всё равно пишите, стены есть не просят», – настояла женщина. Спасибо ей за это. Потом надо было ходить к начальнику узнавать, не подошла ли очередь. Ну я раз в месяц-полтора заглядывал. А коллега говорит: «Редко спрашиваешь, значит, не надо. Ходи к нему каждую неделю».

Незаметно для себя в считанные месяцы Мухамед Туркменов прикипел к этому месту душой. Здесь каждый старался помочь другому. И не важно, вместе работали или столкнулись где-то во дворе или на дороге. Рассказы Мухарби о необычайной дружбе между северянами подтвердились. Увлек Мухамеда Туркменова ямальский колорит, где все вроде приезжие, из разных уголков Советского Союза, разных национальностей, вероисповеданий, а друг другу – братья. И белые снега, и крепкие морозы он полюбил всей душой. Поэтому, как только получил квартиру, сразу же привез сюда семью, по которой в разлуке сильно скучал.

Сегодня Мухамед Меджидович уже дед шестерых внуков. Но ветеран труда продолжает работать всё в той же организации (название только сменилось) и чистить всё те же дороги на семнадцатитонной «ласточке», так он ласково называет свой бульдозер. В его копилке – огромное количество различных наград за поистине трудовые подвиги. Родные зовут его домой.

– Север затягивает, и Север держит, – говорит он. – Хочется уже уехать в село, выращивать огурцы и помидоры, но что-то не отпускает. Тридцать пять лет здесь прожито, больше, чем на родине...

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер