Сабетта открывает территориям России ворота Северного морского пути

31 января 2014

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин и Губернатор Тюменской области Владимир Якушев находятся в совместной рабочей поездке по производственным и инфраструктурным объектам полуострова Ямал. Главы регионов уже осмотрели ход строительства рабочего поселка Сабетта,  побывали у возведенной причальной стенки нового российского арктического порта. У причала сейчас стоит судно «Юрий Аршеневский», на котором в поселок был доставлен груз для завода «Ямал-СПГ» и которое сегодня в сопровождении ледокола отправится в обратный путь.

Для Дмитрия Кобылкина и Владимира Якушева была проведена презентации комплексного проекта по  реализации проекта «Ямал СПГ»: строительства морского порта, завода по производству сжиженного природного газа, других объектов проекта. Презентацию провел заместитель генерального директора, главный инженер ОАО «Ямал-СПГ» Александр Матвеевский.

В течение дня губернаторы посетят Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение, где запланирована встреча с газовиками, ознакомление с условиями их труда и быта, с реализацией производственных и экологических программ. Завтра планируют побывать на объектах железнодорожной трассы «Обская – Бованенково». Цель поездки – уточнение планов реализации стратегически важных проектов.

Напомним, «Ямал СПГ» – масштабный проект по созданию в России крупного центра производству сжиженного природного газа на базе  Южно-Тамбейского месторождения на Ямале (доказанные и вероятные запасы по PRMS – 802 млрд м³ газа и 31 млн т конденсата). В рамках проекта предусмотрено строительство завода по сжижению газа рядом с поселком Сабетта, а также создание арктического морского порта в Сабетте и строительство танкерного флота ледового класса.

Напомним, 25 сентября 2013 года, в дни проведения Международного форума «Арктика – территория диалога» в Салехарде, Владимир Путин провёл совещание «По вопросам создания современного производства сжиженного природного газа на Ямале и строительства морского порта Сабетта». Его итогом стало подписание перечня поручений по реализации проекта. Владимир Путин, в частности, отметил: «Цель этого проекта – создание современного производства сжиженного природного газа, как раз здесь, на Ямале, на Южно-Тамбейском месторождении… Индустриальное, инфраструктурное освоение полуострова Ямал имеет, без преувеличения, общегосударственное значение. Это позволит нам задействовать богатейшие, но пока ещё малодоступные месторождения, создать здесь дополнительные рабочие места, новые производства, центры переработки углеводородного сырья, что, в свою очередь, станет серьёзным импульсом для социально-экономического развития не только Ямало-Ненецкого автономного округа, но и Урала в целом, Западной Сибири, да, пожалуй, будет иметь практическое значение для всей России».

«…Порт Сабетта должен сыграть роль одной из опорных точек Северного морского пути. Этот кратчайший маршрут, соединяющий Европу и Азию, в последние годы становится всё более оживлённым, – сказал Президент России. – Проект «Ямал СПГ» важен для нас и как удачный опыт государственно-частного партнёрства, который необходимо активно тиражировать. В федеральном бюджете зарезервировано почти 47,3 миллиарда рублей на строительство морского порта. За счёт этих средств в акватории будущего порта уже ведутся работы по углублению дна, создаётся судоходный канал в Обской губе. Всё это даст возможность частным инвесторам уже с 2014 года приступить к строительству портовых терминалов», – сказал Владимир Путин.

Напомним также, что специально для работы на Севморпути, в порту Сабетта на Балтийском заводе заложен новый уникальный атомный ледокол – самый крупный и мощный в мире. Это первое и головное судно новой серии ледоколов проекта 22220. Всего ледоколов этого класса будет три.

Отметим, что в декабре 2013 года Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин и Министр транспорта России Максим Соколов подписали Меморандум между Правительством ЯНАО и Министерством. В документе отмечена важность реализации программных положений Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 года в отношении продвижения и закрепления интересов России в Арктике. В Меморандуме оговорена возможность перепрофилирования порта Сабетта на многофункциональный морской порт с доведением грузооборота порта до 70 млн тонн в год за счет формирования сухогрузной части порта на основе объектов железнодорожной, авиационной и автодорожной инфраструктуры. Новый порт на Ямале позволит повысить эффективность арктической континентальной транспортной артерии и увеличить долю Арктического региона России в ВВП государства.

Одним из ключевых моментов подписания документа стала активизация реализации масштабного инфраструктурного проекта Северный широтный ход. На сегодня в рамках проекта строится ряд автомагистралей и мостовых переходов. Реализация этого ямальского проекта позволит: соединить Северную и Свердловскую железные дороги; получить доступ к ряду перспективных месторождений энергоносителей Севера России; вывести Единую транспортную систему РФ в мировой океан через соединение с портом Сабетта и Севморпутем.

Напомним, что в октябре прошлого года завершена уникальная двухмесячная коммерческая экспедиция с Ямала в Китай по Северному морскому пути. Экспедиция позволила впервые испытать потенциал новой транспортной схемы. Для Ямала, Югры и Тюменской области это первый практический опыт по доставке грузов Севморпутем. Экспедиция была организована Российским Союзом промышленников и предпринимателей как коммерческий проект – без участия бюджетных средств. Ее поддержали руководители Ямала, Югры и Тюменской области. Сухогруз «Инженер Трубин» вышел из Сабетты, груженый продукцией отечественных предприятий.  Задачей коммерческих предприятий, принявших участие в экспедиции, стала оценка всей логистики, себестоимости перевалки товаров Севморпутем, а также в целом его коммерческой эффективности. Центральным звеном в этой цепи выступил порт Сабетта, с которым связаны перспективы развития не только Ямала, но многих регионов России, в частности, Тюменской области.

 «Новый морской порт Сабетта мы рассматриваем намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ, – сказал Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. – Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Северного морского пути в Азию, Европу и Америку. При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Для всей страны – это новые возможности раскрыть дополнительные ресурсы для достижения стратегических государственных задач в Арктике», – отметил Дмитрий Кобылкин.

Инфраструктурные проекты Ямала крайне актуальны для социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа. Мультипликативность эффектов этих проектов становится определяющим фактором развития производств различных секторов промышленности, активизации агропромышленного сектора, создания многих тысяч новых рабочих мест, увеличением доходной части бюджетов различного уровня, соответственно, развитием социальной сферы.

В ходе рабочей поездки Дмитрий Кобылкин и Владимир Якушев детально обсудят план сотрудничества регионов в реализации масштабных проектов, которые, безусловно, будут содействовать ускорению социально-экономического развития не только автономного округа и области, но и всей России.

Источник: Пресс-служба Губернатора ЯНАО

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер