Второй дом для коренных ямальцев. Интернат принял первых воспитанников в 2000 году

13 августа 2019
Автор: Нина Гультяева

В конце 90-х годов юные коренные ямальцы получали образование за сотни километров от своих стойбищ в поселке Русскинские, что создавало много неудобств. Тогда стало ясно: в Муравленко необходим интернат для детей коренных малочисленных народов Севера. В начале 1999 года приступили к созданию учреждения.

Была достигнута договоренность с Пуровским районом, из бюджета которого финансировались все работы по созданию интерната. Летом ремонтно-строительное управление объединения ЖКХ начало реконструкцию здания бывшего треста УТЖС. Ход работ контролировал первый директор интерната Василий Кокарев. Отремонтировали кровлю, сделали столовую, пищеблок, медпункт, игровые и классные комнаты, спальни. Закупили оборудование и мебель.

У истоков

«Я со сверстниками училась в Русскинских. Это было очень неудобно и далеко от родительских угодий. В 19 лет я узнала, что в Муравленко появится интернат. Это всех обрадовало. На собрании на Сугмутской фактории мне предложили поработать там младшим воспитателем, согласилась, – рассказывает педагог с 19-летним стажем Елена Каткилева. – Перед началом учебного года мы собрались на уборку здания. С собой несли всё необходимое, что у кого было – кто швабру, кто порошок. С большим энтузиазмом мы готовили спальни, комнаты отдыха, расставляли мебель и вешали шторы… Через год я поступила в вуз, получила образование психолога, и вот уже 19 лет как я работаю с нашими детьми в должности воспитателя».

В 2000 году интернат для детей из числа КМНС, семьи которых входили в Сугмутско-Пякутинскую общину, открыл свои двери для воспитанников. Первыми подопечными нового учреждения стали 27 ребят в возрасте от 6 до 17 лет из семей оленеводов, охотников и рыбаков.

«Для того чтобы им было проще адаптироваться в новых условиях, мы учитывали родственные связи при расселении детей по комнатам. Ребята первое время очень сильно скучали по родным. Но им помогали педагоги – коренные ямальцы. Слыша родную речь, дети легче переносили разлуку, – рассказывает Елена Каткилева. – Девчонки и мальчишки в интернате находились на полном обеспечении. Им предоставляли одежду, канцелярию, учебную литературу, медикаменты. Кроме того, они пользовались мини-библиотекой, а на благоустроенной прилегающей территории играли в настоящем национальном хантыйском чуме. Этноуголок до сих пор является излюбленным местом для встреч и проведения праздников».
Вскоре на заслуженный отдых ушел Василий Кокарев, новым директором в 2002 году был назначен Владимир Кононов. Под его началом сейчас трудятся 44 сотрудника. Он единственный мужчина в женском коллективе, а все вместе создают быт и комфортные условия проживания для 60 воспитанников в возрасте от 6 до 18 лет.

Сохраняя традиции

Большое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется сохранению национальных традиций, уклада жизни, культуры и быта народа ханты. На территории интерната создан этнографический комплекс «Музей под открытым небом», который представляет собой национальное мини-стойбище. Здесь есть чум, построены изба и лабаз. Эта этноплощадка передает атмосферу жизни в тундре и является любимым местом проведения тематических бесед и посиделок с чаепитием, национальных праздников: «Медвежьи игрища», «Обряд рождения ребенка», «Ворна хатл», «День трясогузки», «День лебедя», «День национальной кухни» и другие.

Кстати, в национальной избе организован музей. Все экспонаты со-зданы воспитанниками, их родителями, бабушками и дедушками. Здесь есть предметы быта, посуда, приспособления для шитья, выделки шкуры, рыбной ловли, оленеводства, детские и взрослые национальные костюмы. На территории интерната для гостей проводятся экскурсии, где рассказывают о традициях и обычаях ханты.
Много лет в интернате реализуется мини-проект «Музей в чемодане». Это возможность «побывать в музее» тем, кто сам не может до него добраться. Экспонаты «кочуют» из одного детского сада в другой, из одной школы в другую. Ребята могут рассмотреть их, поиграть с ними, познакомиться с этноорнаментами и особенностями изготовления изделий из меха и бисера, попробовать изготовить их самостоятельно под руководством мастеров.

«Аз» и «буки» по-хантыйски…

В школе № 1 имени В. И. Муравленко для учащихся 5, 8 и 9-х классов из числа коренных малочисленных народов Севера преподают уроки хантыйского языка. С нынешнего года его будут изучать еще и второклассники. А на базе интерната работает специальный кружок. Учащиеся с 1-го по 7-й класс осваивают навыки письма и чтения, изучают произведения поэтов и писателей коренных ямальцев.


Кстати
Ханты, проживающие в Муравленко, территориально относятся к Пуровскому району и владеют самым древним, крупным, разветвленным и сложным сургутским диалектом. Особенностей много и в фонетике, и в грамматике. Алфавит представлен 26 буквами.
Ребята проявляют неподдельный интерес к предмету. Понимают, что знание родного языка поможет сохранить и приумножить культурное наследие малочисленного народа.

И успехи в спорте

Помимо основной школы воспитанники интерната посещают спортивные секции и кружки по интересам. Особой популярностью среди мальчиков и девочек пользуются самбо, плавание, акробатика, футбол, пауэрлифтинг. Значимых успехов в пауэрлифтинге добился шестиклассник Александр Мултанов. Большие достижения всероссийского уровня по самбо у выпускников Игоря и Алеси Покачевых.

 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер