2 апреля 2021
Автор: Екатерина Сапаровская

Любой работодатель хочет знать больше о потенциальных сотрудниках. Особенно если речь идет о высокой должности, ответственной работе. Сегодня в качестве источника информации всё больше используют соцсети соискателей. Декан психологического факультета Самарского национального исследовательского университета доктор психологии, профессор Константин Лисецкий рассказал, как  выглядят наши соцсети в глазах будущих руководителей и на что обратить внимание тем, кто занят своим трудоустройством.

– Константин Сергеевич, можно ли вообще составить представление о человеке на основе содержания его аккаунта?

– Смотря что надо выяснить. Факты, представленные в резюме, в большинстве случаев реально проверить через соцсети. Есть программы, которые позволяют в считанные минуты найти в открытом доступе массу данных о человеке – следователи и налоговики ими уже давно широко пользуются. А вот узнать о личностных качествах, кругозоре, взглядах человека более проблематично. Потому что соцсети – такое место, где все лгут.

– Что значит лгут? Все-все пишут неправду?

– В соцсетях мы стремимся представить улучшенную версию себя. Так, как ее себе представляем. И это никаким законом не запрещено. О мошенничестве и криминале сейчас речь не идет.

А кто-то не придает особого значения тому, какой образ складывается из его постов. Ответственный, опытный бухгалтер выложит фото с бокалом шампанского с семейных торжеств, а какой-нибудь бестолковый клерк, которого отовсюду уволили, покажет себя большим умником с книгой. И полное отсутствие информации о работе еще ничего не означает. Адвокат с успешной практикой свою страничку может посвятить спорту. А у хорошего тренера  будут фоторепортажи о путешествиях или кулинарный канал. Многое зависит от оптики наблюдателя. Далеко не каждый кадровик сейчас умеет правильно интерпретировать содержимое страницы. Порой имеют место предвзятость и откровенная вкусовщина. И это, кстати, надо учитывать тому, кто претендует на рабочее место. Зачем рисковать, дразнить гусей? Поработайте со своим аккаунтом и удалите всё, что может быть воспринято неоднозначно, или скройте «лишние» публикации с помощью настроек приватности. Фото в купальнике лучше оставить в зоне видимости близких друзей. Желательно поместить на аватар хороший четкий портрет.

– Что бы вы посоветовали работодателю, который хочет получить больше сведений о будущем сотруднике из интернета?

– Главное – не делать скоропалительных выводов. Профиль соискателя в лучшем случае дает подсказку – что уточнить на личном собеседовании. А без него не обойтись, если вы хотите найти подходящего сотрудника. Надо сосредоточиться на списке достижений кандидата, его профессиональных возможностях, реализованных проектах, оценке достоверности этих сведений.

– Вряд ли человек, который догадывается, что его страничку будут изучать, станет указывать неверные факты. Если только пользователь неопытный. Но сейчас таких всё меньше…

– Нельзя недооценивать так называемую цифровую тень или цифровые следы, которые мы оставляем в соцсетях и в целом в интернете. Например, соискатель указывает в резюме, что лично участвовал в очень важной конференции, а на странице в «Инстаграм» одного из его друзей выложены фото с праздника в парке, который проходил ровно в это же время. И там наш соискатель с ребенком – на втором плане, но хорошо различим. Существенный прокол. Работодателю стоит сразу же отправить резюме в корзину, увидев такие нестыковки. Мы можем стараться казаться в сетях стройнее, умнее, интереснее, моложе, чем на самом деле, но относительно своих профессиональных достижений лучше не врать никогда, даже в мелочах.

Для компании или предприятия хорошая практика – на своей страничке в соцсети объявить сбор предложений по какой-то теме и посмотреть, кто выйдет с идеями. И таким образом выбрать из нескольких претендентов на должность с равноценными данными. Человек следит за аккаунтом компании, куда он хочет устроиться, ему есть что предложить, значит, он не просто механически рассылает резюме везде и повсюду. А самому кандидату это поможет застраховать себя от кражи идеи – вот она, высказанная в публичном пространстве, авторство у всех на виду. 

– Для многих должностей и профессий важны именно личностные качества, например, коммуникабельность, обучаемость, стремление к саморазвитию, творческое начало и прочее. Всё это можно увидеть в аккаунте соискателя?

– Хорошо, если у странички есть развитие, если человек не просто постит карточки с афоризмами, но и дает свое отношение к этим фразам. Только трансляция чьих-то умных мыслей говорит о том, что убеждения владельца страницы сильнее его интеллекта. Использует разные форматы –

тексты, карточки, видео, анимацию собственного изготовления – делаем вывод, что умеет с ними обращаться. Конечно, по тематике постов и репостов можно судить о том, что человека интересует, волнует. Но только отчасти. Повторюсь, образ в соцсети – повод задать определенные вопросы на собеседовании, если они возникнут.

Как сделать свою страничку более привлекательной для работодателя
  • Укажите настоящее имя, заполните разделы с работой и образованием, укажите ваши личные и профессиональные интересы.
    Поставьте на профиль хорошую фотографию.
  • Используйте настройки приватности: все откровенно личные фотографии и записи лучше скрыть от широкой аудитории.
  • Проверьте, кто из ваших друзей отметил вас на фотографиях и публикациях. Уберите метки, которые могут вас скомпрометировать.
  • Подпишитесь на профессиональные сообщества и обязательно на страничку компании, куда вы хотите устроиться.
Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер