Взял татарин татарочку…

Статьи / Авто 1 июля 2016 357

А познакомились молодые люди в социальных сетях. Он отправлял ей сообщения из северного города Муравленко, она писала ему из Уфы, где на тот момент училась. «Общение было легким, непринужденным. Понял, что девушка хорошая, поэтому через несколько месяцев, в декабре 2011 года, отправляясь в свой первый отпуск, я пригласил ее на свидание, – рассказывает Алмаз. – Взаимная симпатия, которая очень быстро перетекла в огромную любовь, возникла сразу. Перед моим отъездом мы пришли в кафе, в котором встретились впервые, и я спросил у Ильнары, готова ли она подождать до следующего  моего приезда, чтобы потом узаконить наши отношения. Она согласилась». Обещание парень сдержал. Уже через полгода примчался к любимой с отцом и матерью.

По татарским обычаям знакомство родителей происходит в доме невесты. Здесь же назначают даты проведения главного и обязательного мусульманского обряда соединения влюблённых супружескими узами – никаха, регистрации в загсе,  и лишь при желании – день торжества. Обговаривают также калым – в современном обществе просто подарок жениха, который он должен оставить в семье в благодарность за девушку. А родные с обеих сторон стараются как можно лучше нахваливать молодых.

Есть у кого брать пример…

Расстояние между населенными пунктами, в которых родились Алмаз и Ильнара, более ста километров. Он родом из города Стерлитамака, она – из деревни Никифарово Альшеевского района. Примерно такое же расстояние разделяло его родителей, когда те еще только хотели пожениться. «Отец до любимой добирался зачастую на перекладных, но это его не останавливало. Красиво, говорят, ухаживал, всегда с цветами приезжал. С годами любовь между отцом и матерью только крепнет. И я очень счастлив наблюдать за тем, с какой нежностью они относятся друг к другу», – делится Алмаз Галеев.

Ильнаре тоже есть с кого брать пример. Ее родители – люди уважаемые. Отец – в прошлом учитель истории, директор школы, а сейчас председатель сельского совета, мать – одна медицинская сестра, она же «скорая помощь» на всю деревню. Они достойно воспитали троих детей – у Ильнары еще есть старшая сестра и младший брат. А за прожитые вместе годы не растеряли теплоты в отношении друг к другу, а наоборот, приумножили. Впрочем, и доброты у них хватает на всех. «В семье жены меня приняли, как своего сына. С первых минут знакомства и по сей день мне очень комфортно с ними, – говорит молодой мужчина. – И мои новые бабушка и дедушка – замечательные люди. Бабушка так поет!..»

Никах – важнее светского торжества

Согласно традиции мусульмане, которые хотят заключить брачный союз, в обязательном порядке должны проводить никах – обряд, играющий ту же роль, что и венчание у христиан. Привычная регистрация брака в загсе, без которой по мусульманским канонам можно и обойтись, не может его заменить.

Условия для проведения никаха: одно вероисповедание, совершеннолетие будущих супругов, отсутствие между ними родственных связей. К тому же материальное положение мужчины должно позволять ему уплатить выкуп (калым) и содержать семью в будущем. – Наш никах состоялся в мечети буквально через несколько дней после знакомства с родителями. Во время обряда обязательно должны были присутствовать старшие родственники мужского пола с обеих сторон, они в первую очередь спросили согласия невесты, одобрили союз, затем поинтересовались, приготовил ли я калым, а в конце в специальном документе подписями засвидетельствовали наш брак, – рассказывает Алмаз Галеев. – Всё происходило в присутствии муллы. Он читал молитвы, также давал нам напутствия. Главное из них – не забывать про родителей, уважать и заботиться о них всю жизнь. В заключение я произнес: «Я иллахи ил Аллах Мухаммаду расулу Аллах», что значит: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».

Заручившись для новой семьи защитой Всевышнего, родственники обменялись подарками. Церемония продолжилась в доме у Ильнары, куда все отправились после никаха...

Родители Алмаза привезли с собой чак-чак и запеченных гусей – это обязательные блюда на свадебном столе во время татарской свадьбы. Водоплавающая птица считается символом плодовитости и семейного благополучия. Молодому мужу подали лапку птицы, перевязанную голубой лентой, а жене – красной, чтобы родились у них и мальчики, и девочки. За этим столом присутствовали только близкие родственники, в основном, представители более старшего поколения.

И платье белое, и коромысло с вёдрами

Большое торжество с походом в загс, многочисленными гостями, конкурсами, песнями и танцами Галеевы справили уже через год в родном Татарстане во время очередного отпуска. «Эта свадьба уже мало чем отличалась от других современных. Но без татарских обычаев не обошлось, конечно же, – говорит Алмаз. – У моей прабабушки был огромный сундук, с которым она пришла в дом к прадеду, а в нем было всё, что нужно для создания уюта в доме: скатерти, занавески, ткани.  Чтобы отдать дань традициям наших предков, мы смастерили небольшой сундучок, в него положили деньги. После этого невеста отправилась на родник и принесла на коромысле два ведра ключевой воды. Гости напились вдоволь, заплатив за каждый стакан. Затем мы поехали в загс, зарегистрировали брак, а когда вернулиись, моя мать на пороге угостила Ильнару медом и сливочным маслом, чтобы жизнь наша была сладкой да гладкой».

Сын родился!

Свадьба у Галеевых была веселой. Звучали задорные татарские песни, невеста отплясывала на подносе, в него сыпались деньги, родственники вовсю «торговали» национальными блюдами. Всё для того, чтобы дом был полная чаша. Через год у молодоженов родился мальчик. «В августе этого года сыну будет два годика. Я очень счастлив, – говорит довольный муж и отец. – Вообще, мне очень повезло. Жена – мудрая, хозяйственная, любящая. Мастерица на все руки. Вкусно готовит. Мы помним все наставления, которые получили во время никаха. Нам говорили, что муж – голова, а жена – шея. Стараемся придерживаться мусульманских семейных традиций, суть которых – это умение супругов слышать друг друга».

Фото из архива семьи ГАЛЕЕВЫХ

Татьяна КОЗАРЬ

Баннер
Баннер
Баннер