Тайны горы Увыр-пай

Статьи / Авто 3 сентября 2015 216

Сугмут. Гора Увыр-пай. Сотрудники Северо-таежной экспедиции ведут раскопки древнего поселения каменного века. Квадраты памятника. Насыпи грунта самых разных оттенков. Одни археологи аккуратно работают лопатками и кисточками, сосредоточенно осматривают каждый оголившийся на поверхности камень. Другие - «стреляют» по рейкам из тахеометра, «завязанного» на спутнике, третьи - на особом языке науки «шифруют» данные на деревянных планшетах.

Я - на горе Увыр-пай, в переводе с ненецкого - «высокая». 30 метров над уровнем окружающей равнины. Эмоции переполняют. Трудно поверить, но здесь шесть тысяч лет      назад жили люди.

Немного истории

Надо сказать, что впервые археологи из Уральского федерального университета ступили на Сугмутскую землю в 1991 году. О провалах-воронках в этом районе им сообщили геодезисты и геологи. Впоследствии археологи-энтузиасты вели раскопки на этом месте в 1994 году и последние три года. Все находки, а это примитивные орудия труда и охоты, датируемые каменным веком, с тех пор отправляются в музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского города Салехарда.

В 2012 году проект Уральского федерального университета по изучению каменного века был включен в специальную окружную программу «Развитие научной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа в области археологии на 2012-2015 годы»  при поддержке Научного центра изучения Арктики ЯНАО.

Сегодня уникальный археологический памятник насчитывает 184 объекта. Они находятся на гребне горы Увыр-пай, длина которой составляет 4,5 километра, ширина - 500 метров.

Это единственный на Ямале подобный археологический объект с подтвержденным возрастом. Ученые уверены, что его исследование может рассказать о первичном заселении и миграции, культуре и быте предков угорских и самодийских народов на этой территории в постледниковый период.

Артефакты каменного века

- Жители каменного века, которые здесь обитали, нуждались в каменном сырье для изготовления орудий труда. За ним они ходили на гору Увыр-пай. На поверхности из-за влияния холода, ветра и солнца камни имели много трещин, а значит, были не очень прочными. Поэтому людям приходилось рыть ямы до четырех метров в диаметре и до двух метров в глубину, чтобы дойти до прослоек более прочных валунов и галечников. Впадины на горе - это не только сырьевые ямы, но и места, где были жилища людей. Они выглядели как полуземлянки с очагом. С тех пор прошли тысячи лет, потому в них не сохранились ни кости, ни дерево. В этом году при помощи специальных 3D программ мы планируем реконструировать не только древние жилища с набором инструментария, но и даже окрестности, - вводит в курс дела бессменный руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Уральского федерального университета Любовь Косинская.

…Вокруг памятника Еты-то-2, а именно такое название ему присвоили по ближайшему озеру, насыпаны кучи из валунов и галечника, из раскопа извлекают осколки орудий охоты и труда. Каждую находку внимательно осматривают два десятка лаборантов-исследователей, большая половина которых - энтузиасты из различных вузов. После вердикта руководителя экспедиции находки и лучшие образцы горных пород отбираются, заносятся в каталог и упаковываются для лабораторных исследований либо остаются вековать на горе.

Для меня, человека, далекого от науки, все камни, как братья-близнецы. И только наметанный глаз археолога видит в них историческую ценность. Лаборант-исследователь протягивает руку и дает мне несколько необработанных камней размером с пятирублевую монетку, один из них напоминает по форме сердечко:

- Возьмите, это вам на память. Возможно, им шесть тысяч лет…

Nota bene

Еще 10 лет назад в распоряжении археологов были лишь лопаты, совки, кисточки, рейки, нивелиры, рулетки, карандаши. Теперь они пользуются фотоаппаратами и высокоточными тахеометрами. При помощи современного оборудования могут моделировать или воссоздать форму жилища, его внутреннего убранства, а также «нарисовать» окрестности.

Рисунок раскопанного памятника со множеством оттенков. Зачищенные поверхности имеют пятна, которые говорят о различных почвенных процессах, а самое главное, о том, что здесь был человек.

- Вот, к примеру, смотрите, на этом месте когда-то горел очаг. Песок характерного выгоревшего цвета, сохранился уголь. Слои грунта отличаются не только по цвету, но и по плотности. Начинается белый грунт - значит, мы дошли до материка, то есть отложений, подстилающих культурный слой и не содержащих следов деятельности человека. Собрать максимум информации об объекте - вот к чему мы стремимся. Часть находок, вернее, проб, будет отправлена в ведущие исследовательские лаборатории России для установления возраста, - рассказывает младший научный сотрудник экспедиции Евгения Гончарова.

В лагере

Северо-таежная экспедиция продолжала работу. А мы, журналисты, направились в сторону лагеря. На месте замечаю, что за несколько командировок археологам удалось в полевых условиях наладить неплохой быт. На территории лагеря имеются баня, погреб, навесы, столы и лавки. Специального повара нет, эту роль на себя примеряет каждый по графику.

Дело к обеду. Потрескивают дровишки в костре. В трех десятилитровых ведрах женщина варит обед, неподалеку мужчина с колоритной бородой жарит оладьи на углях. Чуть поодаль другой мужчина хлопочет по хозяйству – старательно вырезает из дерева ложку. Делаю пару кадров и - спешно откланиваюсь. Уж очень не хочется нарушать всю эту идиллию…

Через пару минут мы уже трясемся по ухабам в вездеходе, дабы успеть на очередное редакционное задание.

 Берёза с прикладами

Гора Увыр-пай раскрыла еще один секрет. Археологи обнаружили на ее гребне березу с прикладами. Что это такое?

Оказывается, это дерево у народа ханты считается священным. До сих пор существует обряд, когда на березу привязывают приклады с деньгами - ленту из хлопчатобумажной ткани, в которой завязаны монетки. А также под дерево могут положить, к примеру, шкуру медведя или украшения.

Как пояснила представительница коренного населения Галина Кечимова, ханты, согласно традициям древних предков, поклоняются березе, почитают ее. Коренные народы Севера уверены, что у этого дерева есть душа и она способна влиять на человеческую судьбу. Привязывая приклады, или на языке ханты «йир», женщина или мужчина просят у березы, у духов предков здоровья, удачи, достатка…

P.S. Камни, подаренные археологом, я положила в шкатулку. Теперь они будут напоминать о людях, которые с огромным энтузиазмом и блеском в глазах приоткрывают тайны горы Увыр-пай. Удивительно, но эти находки могут быть ровесниками каменного века…

Фото автора

Нина ГУЛЬТЯЕВА

Баннер
Баннер
Баннер