По следам Великой войны

Статьи / Авто 29 мая 2015 291

27 муравленковцев приняли участие во Всероссийской акции «Вахта памяти», которая проходила на территории  Бельского района Тверской области. За все время экспедиции «Бельский плацдарм»  поисковыми отрядами из разных регионов России найдены и эксгумированы 89 останков воинов Красной армии.

Ребятам также удалось найти две армейские ложки, по которым сейчас ведется архивная работа. На одной из них имеется надпись, которая пока остается загадкой. «На ней нацарапано «КУДГА», и пока мы не понимаем, что это значит, - рассказывает руководитель городского поискового отряда «Ратибор» Андрей Прасолов. - Впрочем, у нас есть некоторые предположения. Это может быть прозвище, позывной или слово, составленное из первых частей фамилии и имени солдата, а, может быть,  фамилия полностью».

Со слезами на глазах

До глубины души каждого из участников экспедиции тронула находка, обнаруженная в одном их археологических раскопов, - это останки двух молодых девушек. «У одной из них был сильно повреждён череп, - говорит четырнадцатилетняя участница экспедиции Анна Понкратенко. - Я была уже в трех экспедициях, но такое видела впервые. Даже руководитель «Бельского плацдарма» Константин Смирнов не смог сдержать слёз, когда проводил эксгумацию».

По словам Андрея Прасолова, погибшим было от 17 до 22 лет и, скорее всего, это медсестры. Правда, его, так же как и других поисковиков, смущают предметы, найденные возле одной из них. «У неё был компас, химический карандаш и перочинный нож. Обычно такие вещи говорят о принадлежности к офицерскому составу, разведке или снайперам, но в списках воевавшего там полка не значатся девушки таких военных специальностей. Мы предполагаем, в момент гибели она находилась на передовой, вела корректировку огня», - сообщает Андрей Иванович.

Все найденные во время поисковой военно-археологической работы останки бойцов Красной армии участники экспедиции и местные жители перезахоронили с воинскими почестями и обрядом отпевания батюшкой местной епархии на мемориале в центре деревни Демяхи. По установившейся традиции в гроб их укладывали девушки и женщины. Поисковики считают, что на фронт солдата провожает в первую очередь мать и в последний путь его тоже должна проводить женщина.

Находка, которую боялись открыть

В этом году одним из отрабатываемых квадратов для проведения поисковых работ было выбрано поле, где до начала Великой Отечественной войны процветала деревня Цыгуны. Во время одного из боёв немцы полностью стерли с лица земли это поселение, превратив место в свой укрепрайон. Задача, поставленная перед одним из батальонов в составе 135-й стрелковой дивизии, была такова: отбить участок смоленской дороги около деревни Цыгуны. По словам ратиборцев, информация об этих событиях очень скудная, поэтому поиск они начинали с определённой  осторожностью.

«В районе бывшей деревни Цыгуны обнаружены предположительно останки двух офицеров, у одного из них на голове было две каски, - сообщает Андрей Прасолов, - а между ними - сверток из водоотталкивающей прорезиненной ткани, перевязанный бечевкой, а на останках обнаружено портмоне. Многие из нас подумали, что это могут быть документы погибшего батальона, личные письма солдат. Руководитель экспедиции «Бельский плацдарм» Константин Смирнов три дня не решался открыть находки, хотел отправить в лабораторию экспертам. В итоге он взял ответственность на себя и под прицелом камеры вскрыл сверток, в котором оказались взрыватели от гранат, а в портмоне находилась обычная нарезанная бумага, предположительно, заготовленная для закруток под табак».

Среди артефактов, которые нашли ратиборцы, были довольно ценные и интересные: немецкий штык-нож с ножнами, советский противогаз 30-х годов прошлого века в хорошем состоянии, пулеметные ленты, «лимонки», гильзы от патронов к ракетнице, а также различные фрагменты оружия. Всё это после реставрации пополнит фонды музейно-выставочных комнат и экспозиций школ города и, конечно же, будет выставлено в помещении, выделенном городскому поисковому военно-патриотическому отряду «Ратибор» в Центре патриотического воспитания.

Полевая кухня

Прежде чем приступить к работам,  поисковикам нужно было разбить бивуак, поставить лагерь и создать условия для проживания в полевых условиях. «Когда пришло время нашего дежурства на кухне, - рассказывает участница экспедиции Анна Понкратенко, - было довольно сложно справиться и накормить весь отряд, но мы с Гульназ и Васей смогли приготовить не только суп и макароны по-флотски, но и оладьи».

Помимо бытовых трудностей ребятам приходилось бороться с капризами погоды: в первые дни температура воздуха по ночам достигала минус пяти градусов, и в спальники они брали с собой пластиковые бутылки с теплой водой, чтобы согреться. Дух муравленковцев от этого  только крепчал,  и все свободное время они посвящали творчеству: издавали боевой листок, писали песни и стихи.

Дом, милый дом

В родные пенаты наши поисковики вернулись 13 мая, а итоги своей «Вахты памяти» подвели на встрече, на которую они также пригласили ребят из Воскресной школы и священника храма Преображения Господня отца Евгения. «Перед выездом на места боевых действий Великой Отечественной войны мы получили благословение на работу в экспедиции и благотворительную помощь, которая заключалась в оплате церковью питания трёх учащихся третьей школы», - с благодарностью говорит Андрей Прасолов. Также он отметил, что свою работу они намерены продолжать. В ближайших планах - участие отряда «Ратибор» в августе во Всероссийской «Вахте памяти» на территории Суоярвского района Республики Карелия.

В Бельском районе Тверской области (Калининский фронт) в годы Великой Отечественной войны во время боевых действий образовался участок, называемый историками Ржевский выступ. Во время боёв на подступах к Москве с августа 1941 года до марта 1943 года было уничтожено несколько дивизий, состоящих из воинов-сибиряков.

 

Фото из архива поискового клуба «Ратибор»

Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ

Баннер
Баннер
Баннер