Дольче Кабана, Луи Вуттон, Шинель №5...

Статьи / Авто 13 ноября 2014 239

Доля подделок в общем объеме розничных продаж во всем мире составляет 7 процентов, или 512 млрд долларов. Обороты преступных сетей, специализирующихся на контрафакте, огромны. Есть сегменты рынка, где большинство продаваемых изделий как раз такие. Например, аудио- и видеопродукция, лекарственные препараты, алкоголь.

Потребители, как правило, понимают под контрафактом подделку, что недалеко от истины. Правда, здесь возникает смешение с понятием фальсификации. Разница между тем существенная. Фальсификация - это обман потребителей за счет различия реального и заявленного состава продукта, его потребительских свойств. Такой подлог может совершаться самим правообладателем товарного знака. Контрафакт же - подстройка под известный бренд, то есть использование чужого товарного знака. Майка в переходе метро «от Армани», духи «Шанель», оставляющие пятна на одежде, - яркий пример.

С точки зрения закона, контрафактными являются товары, их этикетки и упаковки, на которых используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение без согласия его владельца. Например, шоколад «Аленушка» как имитация известной с советских времен марки «Аленка».

Также к нему относится незаконное тиражирование продукции, связанной с нарушением авторских прав, книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей. В случае сопоставимого качества потребитель нередко закрывает глаза на факт заведомой подделки, а в случае полностью идентичных качества и цены - и не догадывается о природе своей покупки.

Еще один вид контрафакта - это товары, стилистически схожие до степени смешения. То есть никому не известный продукт продвигается на рынке, используя похожесть на известный бренд. В результате потенциально снижается реализация известного брендового продукта и компрометируется его качество. Пример «стилевого заимствования до степени смешения» - выпуск лака для волос «Taff» наряду с известным продуктом «Taft» фирмы «Шварцкопф». Или поступившая на российский рынок немецкая краска «Риза Экстра УНИПОЛ»: слова «Риза Экстра» были написаны по-немецки, а «УНИПОЛ» - по-русски, что делало ее неотличимой для потребителя от российской краски с аналогичным названием.

Наконец, в полном соответствии с законом, правообладатели относят к контрафакту несанкционированное тиражирование продукции, на которую зарегистрированы авторские права.

У нас в стране больше всего подделывают алкоголь, одежду и аксессуары дорогих брендов.

Роспатент приводит следующий рейтинг контрафактной продукции, указывая товарные группы по мере убывания объема подделок:

? продукты питания: консервы, колбасные изделия, кофе, чай, растительное и сливочное масло;

? алкогольная продукция и минеральные воды;

? промышленные товары: трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия;

? товары бытовой химии, игрушки, парфюмерия и косметика;

? интеллектуальная собственность (CD и DVD-музыка, фильмы, компьютерные игры и программное обеспечение).

В целом Роспатент оценивает оборот поддельной продукции на российском рынке в 80-100 млрд рублей в год, а убытки госбюджета от контрафакта и пиратства - до 30 млрд рублей.

 

Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ

Баннер