Ехали на три – остались на тридцать три, или Север влюбляет в себя

4 ноября 2019
Автор: Ольга Черная

В 1984 году, когда поселок Муравленковский только появился, туда потоком хлынули нефтяники, строители, рабочие. Все молодые, целеустремленные, энергичные, с задором и огоньком в глазах. Они добывали нефть, возводили дома и не видели перед собой никаких преград. Ни суровые погодные условия, ни бытовая неустроенность не могли помешать им в достижении поставленных целей.

Покраску принимали с зеркалом

Северная история Надежды Скидан началась через четыре года после того, как в глухом уголке ямальской тайги появился рабочий поселок Муравленковский. Она приехала сюда вслед за мужем Владимиром, и первая запись в ее трудовой книжке была сделана 3 марта 1986 года. «Муж кровельщик, а я – маляр. Начала работать в СМП «Укртюменьжилстрой». Меня сразу отправили в колерную, где готовились шпатлевка, краска для бригад, работающих на отделке домов. Спросили: умеешь лопатой работать? И тут же, не дожидаясь ответа, дали совет: бери больше, кидай дальше и руки береги!.. Только через некоторое время мне стали доверять отделку домов, – вспоминает Надежда Скидан.

– Работы было много. Несмотря на суровые условия, за месяц успевали выполнить всю отделку в пятиэтажном доме. А рядом уже возводился следующий, мы переходили туда, и так – дом за домом, – рассказывает Надежда Николаевна. – Пятиэтажки, что находятся на территории от магазина «Карина» и до взрослой поликлиники на улице Ленина – это дома, где я работала до ухода в декретный отпуск. И могу гарантировать, что отделку там производили качественно, на совесть. У нас был мастер, который проверял работу с помощью зеркала. В самые отдаленные уголки с ним забирался, и если находил непрокрашенные места, заставлял переделывать.

При этом никто не жаловался, хотя элементарные сегодня бытовые условия в то время попросту отсутствовали. Поначалу приходилось жить в вагончиках. «Холодильников у нас тогда не было, да они нам и не требовались. Морозы стояли такие лютые – всё, что находилось на полу, замерзало, покрывалось инеем. Из мебели в вагончике – стол и односпальная кровать. Это уже потом построили два общежития – мужское и женское, в которые нас и переселили. Мужа – в одно, меня – в другое», – вспоминает Надежда. Только спустя время молодой семье Скидан выделили однокомнатную квартиру.

Распорядилась судьба

Через полгода после приезда в Муравленко Надежда и Владимир смогли забрать к себе маленькую дочь Аню, которая оставалась на Украине. Как раз открылся детский сад «Сказка», куда стали водить своих детей нефтяники и строители. Надежда признается, что даже после воссоединения всей семьи ее сильно тянуло домой.

«Мы когда первый раз ехали в отпуск, я, как ребенок, радовалась купленным билетам до Полтавы. Так скучала по теплу, цветущим деревьям, родным и близким! Но мне согревала душу мысль о том, что наша жизнь на Севере – это всего лишь временный период. Мы с мужем думали тогда, что отработаем года три и вернемся домой», – говорит женщина.
Однако судьба распорядилась совсем по-другому. Постепенно у супругов в Муравленко появились друзья, здесь была стабильная работа, а спустя время в семье Скидан родился сын Антон. На Севере ощущалась стабильность. А за его пределами бушевала перестройка, Советский Союз распадался на части.

«Так мы и остались здесь. Подрастали дети, им надо было дать хорошее образование, поставить на ноги. Сюда, конечно, тоже докатилась волна перестройки. И продукты по карточкам выдавали, и зарплату задерживали, но всё же уверенность в благополучии завтрашнего дня и будущего в целом нас не покидала», – рассказывает Надежда.

Дочь и сын окончили первую школу. Анна получила красный диплом в Самарской академии культуры и искусств, вышла замуж и вернулась на Украину. Антон же окончил Харьковский университет имени Каразина, факультет электроники, и приехал назад, на Север. Работает в Новом Уренгое. В 2007 году не стало мужа Владимира, и Надежда посвятила всю себя детям и двум внучкам.

«Я только на несколько лет уезжала из Муравленко, чтобы ухаживать за больными родителями. Но потом опять вернулась сюда. Этот город стал мне ближе и роднее, чем Полтава, где я родилась и выросла», – добавляет Надежда Николаевна.

В комфорте и благополучии

Выйдя на заслуженный отдых, Надежда Скидан не стала сидеть дома в четырех стенах, благо в Муравленко есть куда пойти и чем заняться. Она посещает СОК «Ямал», чтобы поддерживать себя в спортивной форме. С молодости увлекалась спортом – ездила на велосипеде, бегала, даже нормы ГТО сдавала. У нее до сих пор сохранились удостоверения к золотым значкам, датированные 1974 и 1976 годами. А теперь к ним добавилось еще одно – от 29 января 2018 года и новенький золотой знак отличия.

«Я не только справилась со всеми нормативами, но и перевыполнила их. А решилась на это для того, чтобы не отставать от своей подруги Неллы Носковой. Она так мне и сказала: «Я тебя старше и то сдаю, а ты – нет. Неправильно это», – улыбаясь, рассказывает Надежда Николаевна.

Помимо занятий спортом, Надежда Скидан активно участвует в общественной жизни города.

«Сегодня многие пожилые люди, выйдя на заслуженный отдых, остаются жить в Муравленко, не уезжают «на землю». Сидеть и скучать дома они не могут, поэтому занимаются спортом, декоративно-прикладным творчеством, поют и даже танцуют. Хорошо, что в Муравленко с заботой относятся к людям старшего поколения, стараются объединить их, организовать досуг, всячески помогают. Создано столько спортивных, культурных учреждений, есть масса возможностей и вариантов для проведения свободного времени. Когда мы только начинали строить этот город, то даже мечтать о таком не могли», – отмечает Надежда Скидан.
Вместо трех лет, как изначально планировала, она задержалась на Севере на целых 33 года. Идя по улицам Муравленко, глядя на дома, которые выросли на ее глазах, новые аллеи и скверы, Надежда Скидан и сегодня уверена – у Муравленко есть будущее. И жить в комфорте и благополучии здесь будут многие поколения северян.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер