Покорённые Севером. Самое большое приключение в жизни Евгения Новикова началось 35 лет назад

10 мая 2019
Автор: Юлия Сидарюк

Июнь 84-го выдался на Ямале особенно жарким. Тем летом уральский парень отправился в самое большое в своей жизни приключение – покорять Север. В едва зарождавшийся поселок Муравленковский уроженец Нижнего Тагила Евгений Новиков прибыл на бортовом «Урале», ежедневно курсировавшем из Ноябрьска и обратно. По пути шофер грузовика дядя Володя рассказывал парню о прелестях местного колорита. Внимавший бывалому водителю Женя тогда даже и не подозревал: только что началась его северная эпопея длиною в несколько десятилетий…

Вместо повара в дорожники

– По распределению я должен был работать поваром в составе газоразведочной экспедиции «Ноябрьскнефтегаз». Так получилось, что друг отправил мне вызов, а сам вернулся на землю – они с женой ждали ребенка. Мы как бы поменялись местами, – вспоминает Евгений Николаевич. – Поначалу у моих родителей была надежда, что через месяц-два я остыну и вернусь домой на Урал. Но этого не случилось.

Мне дали койко-место в общежитии Ноябрьска. Со дня на день вертолет должен был доставить нашу экспедицию на место. И тут ребята говорят: «В экспедициях повара со стажем обычно работают. А ты молодой, только после армии. Трудно тебе будет без опыта». Но меня больше всего пугала материальная ответственность, 22 года только было. Ребята посоветовали обратиться в Муравленковское дорожное ремонтно-строительное управление. Мол, поселок молодой, недалеко от Ноябрьска, работа должна быть. Так вместо повара я стал дорожным рабочим.

Муравленко встретил парня несколькими бамовскими домами, югославскими и немецкими общежитиями, которые в 1984 году почти все умещались на улицах Энтузиастов и Молодежной.

– Можно сказать, здесь ничего не было еще, когда я приехал. В тот первый год начали строить улицу Школьную, а финские дома появились только в 1985-м. Первое, что бросалось в глаза, – обилие разного рабочего транспорта. Тут была развернута грандиозная стройка. Фактически город вырос на наших глазах за пять лет, – рассказывает Евгений Новиков.

Сами рвались в бой

– Хорошо помню свой первый рабочий день. Мы пошли пешком на 1-ю городскую АЗС (сейчас там автозаправка «Газпромнефть»), где рабочие прокладывали новую дорогу. Плиты были уже уложены, мы вручную перемешивали раствор, заливали растопленным битумом швы. Работа дорожного рабочего – черновая, адская, но мы были молодыми, энергичными, сами рвались в бой. Зимой, нагрузив прицеп «Кировца» песком, раскидывали его лопатами до поворота на Суторму, таким образом вели борьбу с гололедом. Шофер зовет: «Идите в кабину, погрейтесь!» Но мы же в ватниках, да и кровь молодая греет, смеялись только. Зимой 1985-го морозы и до минус 57 градусов доходили, а мы снегом умывались. Тело ведь к низким температурам привыкает, надо только научиться правильно дышать, чтобы не нахвататься холодного воздуха, и стараться не нагреваться до пота, когда работаешь на морозе, – делится секретами выживания в суровом северном климате Евгений Николаевич.
Культурная жизнь

Через год молодые дорожники с помощью собственной аппаратуры уже устраивали первые дискотеки, праздничные утренники для ребятни в красном уголке Муравленковского ДРСУ.

– Купленный мной в 1984 году в Ханымее катушечный магнитофон всё еще работает, – не без гордости заверил меня Евгений Николаевич. – Кстати, мы – молодежь 80-х, могли бы к 35-летию города организовать инсталляцию «А-ля 80-е». У нас ведь очень много музыки на катушках осталось. В те годы мы слушали «Supermax», Макаревича, Цоя. Делились друг с другом новинками, которые приво-зил из Калининграда один из наших товарищей. Кассеты слушали всем городом, обменивались, переписывали. У моего друга Андрея Шмелькова, например, были все концерты «Битлз». Около полусотни бобин с записями тех лет до сих пор хранятся у нас.

Семейно-холостяцкий балок

Надо было зиму ждать, пока построят новое общежитие, и Евгений с друзьями Сашей Мисюрой и Андреем Шмельковым, у которых уже были семьи, решили самостоятельно построить балок. Молодым людям было по 22-23 года, опыта в строительстве не имели никакого.

– Зато глаза у нас горели так, будто БАМ строим! – продолжает вспоминать первопроходец. – Свой балок мы поставили за три-четыре месяца. Начали в конце августа, а к ноябрю уже заселились. Дом получился большой – примерно 6 на 9 метров. Поделили его пополам, в половинах жили мои друзья с семьями, а я, как единственный холостяк, с комфортом расположился на чердаке.

Через пару лет семьи получили более удобное жилье и съехали, а вот Евгений прожил на своем чердаке пять лет.

Снова повар!

В 1987 году он перевелся из МДРСУ в отдел рабочего снабжения (ОРС) «Ноябрьскнефтегаз». Работал поваром, мясником. Позже как материально ответственное лицо стал работать на месторождениях, то есть выполнять ту работу, когда-то так его напугавшую.

– Летом 87-го я работал в первой шашлычной поселка, которая располагалась в районе сегодняшнего сквера Ямальского. Наш шашлык расходился моментально, – с улыбкой вспоминает Евгений Николаевич.

Через два года он привез с земли невесту, и холостяцкий чердак наконец обрел хозяйку. Всю осень Наташа, уроженка средней полосы России, прежде никогда не бывавшая на Севере, не выходила из леса. Влюбленные собирали бруснику, клюкву, грибы – ямальская природа всегда необыкновенно щедра. К свадьбе, которая состоялась 4 ноября, у молодых уже были заготовлены грибы, припасено на зиму варенье.

Незабываемая осень

Поскольку свадьбу сыграли в канун Дня города, отмечавшегося 5 ноября, церемония бракосочетания была особенно торжественна. Регистрировали молодых не в поселковом совете, а на втором этаже ДК «Украина».

– Это был какой-то эксперимент, и мы стали второй парой, зарегистрированной в ДК, – вспоминают волнующее событие Новиковы. – За получасовую видеозапись регистрации по тем временам мы заплатили немалые деньги. Зато какое это удовольствие – пересматривать ее сейчас, спустя 30 лет.

Второй день свадьбы отмечали в родном балке. Шашлык, молдавское вино… Та осень была незабываемая, на редкость затяжная.

– Первый снег пошел в ночь нашей свадьбы, в тот момент, когда мы возвращались из столовой в балок. А я уже начала было думать, что Женя шутил, когда рассказывал, как рано на Севере ложится снег, – вспоминает Наталья Анатольевна.

«Я – северянка!»

Вскоре после свадьбы молодым дали однокомнатную квартиру на улице Пионерской, 55. Там родились их первые дети. В 90-е многим пришлось туго, люди начали разъезжаться в поисках лучшей жизни. После рождения в 1998 году второго ребенка решили попытать на «земле» свою удачу и Новиковы. Продали квартиру с правом прописки, собрали вещи и отправились на трех машинах с друзьями в город Елец Липецкой области. Открыли свою пекарню, но кризис 1998 года поменял все планы. Через два года старшая дочь Юля заявила родителям: «Ельчанкой я никогда не стану, я – северянка!», и семья вернулась в Муравленко.

– Деньги проели и приехали обратно, – смеются сегодня неунывающие супруги. – Так началась наша вторая эпопея в Муравленко. Два года мы слонялись по съемным квартирам. Север нас будто не принимал за то, что предали.

Но постепенно жизнь наладилась, за 19 лет семья Новиковых увеличилась уже до шести человек. Счастье и гордость супругов – их дети. Старшие – Юля и Павел – уже вылетели из семейного гнезда, стали взрослыми, самостоятельными. Вот-вот покинет его Семён. Но с родителями еще остается младшая Сонечка, которая оканчивает первый класс. Впереди у Новиковых снова школьные годы с их трудностями и радостями, а значит, жизнь продолжается.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер