Совершил более 300 боевых вылетов Герой Советского Союза Иван Пятяри

10 апреля 2019

– Иван Викторович Пятяри – двоюродный дедушка моего супруга, – рассказывает Елена Холявко. О его военном прошлом было известно лишь, что он Герой Советского Союза, лётчик-штурмовик. Но за какие подвиги было присвоено это звание, где воевал, как сложилась его судьба после войны – ответы на эти вопросы мы собирали по крупицам.

Интересные факты биографии Ивана Пятяри мы узнали, когда в отпуске посетили его родную школу в Красноусольске. В учебном заведении есть красный уголок, посвященный нашему герою. Там же ознакомились с книгой «Славные сыны Башкирии», в которой немало написано о его жизни.  Но на этом поиск не закончился. Мы отправляли различные запросы, в том числе в Министерство обороны Белоруссии. И представители этого ведомства откликнулись, прислав нам копии документов наградного листа и чёрно-белую фотографию.    

Небо манило

Иван Викторович Пятяри родился 4 марта 1921 года в селе Енисейск, ныне Шушинский район Красноярского края. В семье было пятеро детей – три брата и две сестры. Его отец Виктор Иванович трудился заведующим складом строительных материалов на стекольном заводе. Мать Прасковья Павловна занималась домашним хозяйством. Время было неспокойное, шла Гражданская война. В поисках лучшей жизни семья Пятяри переезжает в посёлок Красноусольский Гафурийского района Республики Башкортостан. В 1938 году Иван окончил 7 классов Красноусольской средней школы. Пятяри поступает в техникум в Уфе. Учёбу совмещает с занятиями в аэроклубе. За три года Иван достигает определенных успехов в учебе и лётном деле. Молодёжь довоенного времени считала авиацию настоящим и будущим страны.

В 1940 году, сразу после окончания техникума, Иван Пятяри отправляется на службу в ряды Красной армии.  Мечта о полётах и подвигах не оставляла его ни на минуту. Он оканчивает Пермское авиационное военное училище имени Молотова.

Ночные бомбардировщики

В начале Великой Отечественной войны Иван Пятяри работал лётчиком-инструктором при 12-й военно-авиационной школе пилотов. Виртуоз своего дела, настоящий ас не мог оставаться в тылу. Такие отважные люди, профессионалы своего дела были просто необходимы Красной армии. В июле 1942 года он прибыл на Сталинградский фронт. Воевал в составе ночного легкобомбардировочного авиаполка 61-й гвардейской дивизии.

Именно на Сталинградском фронте Иван Викторович совершил свои первые подвиги. В декабре 1942 года, став пилотом 61-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 2-й гвардейской ночной бомбардировочной артиллерийской дивизии Южного фронта, он 141 раз поднимал в небо боевой самолёт У-2, непрерывно скидывая бомбы на передний край обороны немцев.
Первую награду младший лейтенант Пятяри получил в городе на Волге «За оборону Сталинграда».

В марте 1943 года Иван Викторович, пройдя переобучение, пересел на штурмовой самолёт Ил-2. На пилотов люфтваффе (название германских ВВС в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера) советские штурмовики Ил-2 наводили ужас, немцы называли их «Черной смертью» за способность высоко и быстро летать.

В июле 1943 года молодой офицер отправляется в должности старшего лётчика в 76-й гвардейский авиационный полк 1-й гвардейской авиационной дивизии. За пятнадцать дней на Южном фронте он совершил шесть боевых вылетов на штурм танков, автомашин и пехоты фашистских захватчиков. Герой уничтожил три машины, цистерну с горючим, вагон с боевыми припасами, миномёт и две зенитки. 20 августа 1943 года Иван Пятяри получает очередную награду – боевой орден Красного Знамени.

О молодом гвардейце стали ходить легенды. Советские солдаты его уважали, враги боялись. Осенью 1943 года командиры принимают решение направить его на 4-й Украинский фронт. И здесь он  показал себя как герой. В районе города Мелитополя находилась укрепленная полоса немцев. Штурмовикам не раз приходилось её атаковать. Только за декабрь 1943 года на реке Миус Иван Викторович уничтожил 17 танков.
24 декабря он получает звание лейтенанта, а на его кителе появляется второй боевой орден Красного Знамени, спустя месяц – третий.

Весной 1944 года гвардии лейтенант Пятяри становится заместителем командира эскадрильи 136-го гвардейского штурмового авиационного полка.

В апреле перед лётчиками-штурмовиками стояла нелёгкая задача по защите Украины, Белоруссии, Крыма. 8 апреля наши самолёты не раз взмывали в небо и шли на штурм укрепленной линии фашистов в районе Перекопа (Крым).

Бои были настолько ожесточенными, казалось, что гибель неизбежна. Но пули щадили лейтенанта Пятяри. В один из боевых вылетов он уничтожил несколько танков противника и зенитную батарею. За успешное выполнение боевого задания уже старшего лейтенанта наградили орденом Отечественной войны I степени.

Опытного лётчика-штурмовика назначают на должность начальника воздушно-стрелковой службы полка. У молодого офицера обязанностей стало больше. Он не только совершал боевые вылеты, но и передавал опыт молодому поколению.

6 октября 1944 года перед лётчиком-героем была поставлена ответственная задача – уничтожить два эшелона противника на станции Видкули. Пятяри, став ведущим боевой группы Ил-2, обнаружил железнодорожные эшелоны противника с танками и самоходной артиллерией. Прямым попаданием цель была уничтожена. Охваченную огнем станцию противники покидали в спешке, бросив оставшуюся технику и провиант.
5 ноября 1944 года Иван Викторович был награждён орденом Александра Невского. А в декабре ему присвоено звание капитана.

В 1945 году Пятяри был направлен на 3-й Белорусский фронт по освобождению Западной Европы от врагов. К концу зимы 45-го  на его счету уже было 276 боевых вылетов. Только в феврале в 15 воздушных боях капитан сбил три бомбардировщика Ю-87 и истребитель Ме-109. В феврале 45-го в Восточной Пруссии, в районе посёлка Цинтен, он дважды вылетал на штурм вражеской пехоты и техники.  Фашисты не ожидали такого отпора от Красной армии. Противник нёс огромные потери.

В начале апреля Ивана Пятяри повысили в звании, он стал майором авиации. А 19 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР за отличное выполнение боевых задач лётчику-штурмовику Ивану Викторовичу Пятяри присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В конце войны у него на груди появился четвёртый орден Красного Знамени и медаль «За взятие Кёнигсберга».

Последний полёт

После войны Иван Викторович остался на службе в рядах Военно-воздушных сил СССР. В августе 1945-го майора Пятяри направили в Белоруссию в 75-й ГСАП на должность заместителя командира эскадрильи. Там Иван Пятяри женился. Вместе с супругой проживал в городе Лунинец Брестской области. С молодой женой приезжал в Красноусольск навестить родных и близких людей, они вспоминали былые времена, шутили, смеялись. Тогда никто и представить не мог, что эта встреча будет последней. Казалось, жизнь только начинается.

В воскресенье, 5 июня 1949 года, Ивана Пятяри вызвали на аэродром, он должен был совершить незапланированный полёт, как позже вспоминала супруга героя. Это был его последний вылет. Самолёт загорелся в воздухе и разбился. Так в мирное время погиб Герой Советского Союза. В городах Лунинец и Красноярске именем Ивана Пятяри названы улицы, в башкирском Красноусольске в школе № 2  установлена мемориальная доска. Мы очень гордимся, что в нашей семье был такой герой.
Всю войну от Сталинграда до Чёрного моря, от Белоруссии до Кёнигсберга Пятяри сопутствовала удача.  Он совершил 140 боевых вылетов на У-2 и 174 – на штурмовике Ил-2. Подвиги его поразительны. Он ни разу не был ранен и не потерял ни одной боевой машины. На этого человека с невероятной силой духа равнялись и новички из пополнения, и опытные бойцы.

Татьяна Бойко

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер