Всю войну за рулём. Иван Рой провёл долгих 10 лет вдали от дома

13 февраля 2019 432

Практически в каждой российской семье есть свой ветеран, а часто и не один, который воплощает для ныне живущих образ воина-защитника своей Родины и кровными узами связывает их с Победой в Великой Отечественной войне. В семье Александра и Тамары Рой – это отец главы семьи – Иван Федосеевич Рой. Когда-то он ушёл в армию двадцатилетним юношей, а вернулся в родное село тридцатилетним мужчиной.

Ваня Рой появился на свет в августе 1918 года в селе Голубовка Омской области. Рос обычным деревенским мальчишкой, окончил семь классов. Рано начал работать – сначала помощником штурвального, потом комбайнёром в колхозе «Красная Армия», даже не подозревая, что название это будет для него почти пророческим. Именно в рядах Красной армии он проведёт долгих 10 лет. В 1938 году Ивана призвали на действительную службу. Начинал с рядового, был станковым пулемётчиком в стрелковой дивизии 2-й Дальневосточной армии. В мае 1941 года, дослужившись до младшего сержанта и имея водительский опыт, пересел за руль автомобиля. Так и провел всю войну на колёсах.

Умелый и бесстрашный водитель

Летом 1942 года дивизию отправили на поддержку вой-скам, обороняющим Сталинград. «Отец рассказывал, что на разъезде после переправы через Волгу их эшелон атаковали «мессершмитты», – вспоминает Александр Рой. – Он говорил, что ужаса тогда не ощутил, была какая-то растерянность от того, что некуда скрыться от воющих бомб, взрывов и осколков. Тогда, к счастью, никто не погиб. Только один из солдат хвастался тем, что в его каску влетел осколок и оставил всего лишь вмятину».

Зимой этого же года Ивану Федосеевичу и его коллегам-водителям пришлось серьёзно рисковать жизнью. Южнее Сарепты, что под Волгоградом, стояла батарея. Днём она выдержала тяжелый бой, расстреляв все боеприпасы, а утром ожидала очередную атаку немцев. Необходимо было доставить снаряды, иначе батарея была обречена на гибель. А тут как назло – метель, пурга. Машины увязали в снегу, приходилось расчищать дорогу лопатами и продвигаться вперед, преодолевая метр за метром. Но водители, в числе которых был и Иван Рой, справились с задачей. Когда они привезли снаряды, бойцы их обнимали, целовали и от души благодарили за неоценимую помощь. Примерно в это же время Иван Рой получил первую свою награду – медаль «За оборону Сталинграда».
С февраля 1943 года гвардии старший сержант Рой служил в 133-м отдельном батальоне связи 25-го гвардейского стрелкового корпуса на Воронежском фронте. Возил заместителя начальника корпуса. «В электронном банке данных «Мемориал» мы отыскали наградной лист моего отца. Этот документ от 31 августа 1943 года. Иван Рой тогда был представлен к очередной награде – медали «За отвагу», – рассказывает Александр Иванович.

Из наградных документов

Товарищ Рой работает шофером заместителя командира корпуса. За время работы показал образцы вождения и ухода за машиной. Вовремя устранял неполадки, чем обеспечивал безаварийное и быстрое сообщение с частями. Не обращая внимания на минометный и артиллерийский обстрел, бомбежку противника, с чувством ответственности, своевременно доставлял заместителя командира корпуса в подчиненные соединения, чем способствовал успеху боя наших войск.

А в декабре 1944 года стрелковый корпус, в котором он нёс службу, уже принимал участие в боях на 2-м Украинском фронте. Во время освобождения Румынии в районе города Брецку Иван Рой вновь проявил себя как умелый и бесстрашный водитель. Доставляя начальника политотдела корпуса на передний край, умело вывел машину из-под бомбёжки авиации противника и спас жизнь командиру. За это он был награждён орденом Красной Звезды.

«В июле 1944 года во время форсирования Днепра отца приняли в Коммунистическую партию. Очень важный момент, о котором остались яркие воспоминания. После упорного дневного боя отличившихся бойцов вечером собрал в блиндаже начальник политотдела дивизии и вручил всем партийные билеты. Для отца и его сослуживцев тогда это была наивысшая награда», – рассказывает Александр Рой.

А еще Иван Федосеевич часто вспоминал случай, который произошел с ним в октябре 1944 года. Тогда пришлось форсировать реку Тиса на территории Венгрии. «Папа не умел плавать, а тут плот, на котором он находился, был обстрелян. Пришлось прыгать в воду. И он не только сам выплыл, но еще и одного из бойцов спас. Желание жить придало сил! Интересно, что потом он так и не научился плавать», – добавляет Александр.

Дойдя до Берлина, Иван Федосеевич был демобилизован из рядов Красной армии в 1946 году. Вроде бы можно было отправляться домой, но ему пришлось задержаться на чужбине еще на два года. В Берлине Иван Рой работал в офицерской гостинице. На его глазах строился мемориальный  комплекс «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» в Трептов-парке, возводился памятник советскому солдату со спасённой девочкой на руках.

Сын продолжил династию

На Родину Иван Федосеевич вернулся только в 1948 году. Устроился в автоколонну «Сельстроя» шофёром. В день своего рождения 14 августа 1950 года женился. В семье Ивана и Лилии Рой родились двое детей – дочь Нина и сын Александр. «Отец был всегда очень сдержанным человеком. В отличие от мамы – она гоняла по деревне на мотоцикле, который отец привёз из Германии. Была таким стержнем в нашей семье – строгая, но справедливая», – с теплотой и нежностью рассказывает о родителях Александр. Ему, кстати, потом тоже выпало нести службу в Германской Демократической Республике. И улицы Берлина вызывали у него особые чувства, когда он думал о том, что здесь когда-то был его отец.

Вернувшись из армии в 1978 году, сын устроился на работу в ту же автоколонну, а через несколько месяцев Иван Федосеевич ушел на заслуженный отдых и передал ему свою машину.

«Многие считали, что я как молодой водитель не достоин этого. У отца единственного в автоколонне был ЗИЛ-130. На тот момент это был новый мощный грузовой автомобиль, оснащённый гид-роусилителем руля, синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач. Остальные работали на стареньких грузовиках ЗИС и ГАЗ. Но один из ветеранов, которые составляли почти половину всего коллектива, вступился за меня. Так я продолжил водительскую династию», – делится Александр.

Он хорошо помнит, как ежегодно 9 Мая устраивали для ветеранов праздник, накрывали большой стол на берегу Иртыша, дарили подарки. Тогда только можно было и услышать какие-то истории из их боевого прошлого.

Ивана Федосеевича не стало в марте 1992 года. Его фотографии, вырезки из газет со статьями о ветеране бережно хранятся детьми. Потом будут переданы внукам и последующим поколениям как семейные реликвии и напоминание о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.

Папа не умел плавать, а тут плот, на котором он находился, был обстрелян. Пришлось прыгать в воду. И он не только сам выплыл, но еще и одного из бойцов спас. Желание жить придало сил! Интересно, что потом он так и не научился плавать.

Ольга Чёрная

 

Другие новости по теме:
Баннер