Живые обязаны помнить! «Ратибор» и «Искра» восстановили сотни имён без вести пропавших

3 декабря 2018

«Павшие умели побеждать. Живые обязаны помнить» – таков девиз людей, занимающихся поиском солдат, без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны. Эти ребята трудятся в полевых условиях, несмотря на непогоду и бытовые трудности, с энтузиазмом и чувством особого уважения к павшим. Благодаря им открываются всё новые имена героев тех лет, дополняя героическую летопись нашей страны новыми подробностями.

В преддверии Дня неизвестного солдата корреспондент «НГ» встретилась с руководителями поисковых отрядов «Ратибор» и «Искра»,  чтобы лучше узнать о тех, кто посвящает себя этому ответственному, тяжелому и благородному делу.

Память поколений

– Довольно часто мы бываем в Бельском районе Тверской области, где в годы Великой Отечественной войны действовал Калининский фронт. Во время боевых операций там образовался участок, называемый историками Ржевский выступ. На подступах к Москве в боях с августа 1941-го до марта 1943 года было уничтожено несколько дивизий, состоящих из воинов-сибиряков. На полях сражений остались тысячи бойцов, – рассказывает руководитель городского поискового отряда «Ратибор» Андрей Прасолов.

За время работы на Бельском плацдарме подняты и захоронены сотни солдат. А самыми сложными в психологическом плане ратиборец называет экспедиции в Республику Карелия. В силу суровых климатических условий личные вещи и останки бойцов довольно хорошо сохранились. И казалось, что солдаты ушли из жизни совсем недавно.
– Знаете, что считается огромной удачей в экспедициях? Это когда мы  устанавливаем имя и узнаем судьбу человека. По сути, мы возвращаем память о бойце. Удача, когда есть родственники, которым можно передать информацию. Но так происходит не всегда. Помню, неподалеку от деревни Околица был обнаружен солдат с медальоном. На сохранившемся вкладыше прочитали имя – Николай Егорович Некрасов, 1923 года рождения. Стало известно, что до 1947 года его искали родители, обращались с запросами в Министерство обороны. Он был 18- или 19-летним курсантом из Ростовской области. Скорее всего, погиб в первом же бою. Солдат был захоронен с почестями.

Арсенал поисковика

Доброй традицией у ратиборцев стало посвящение в поисковики.

– В первые годы посвящение было скорее символическим. К примеру, заставляли новичка найти медальон в ведре с грязью. Теперь это серьезные испытания в виде поис-ковой тропы, где надо проявить и смекалку, и умение работать в команде. На маршруте ребята оказывают первую помощь пострадавшему, проводят сбор-разбор оружия, – рассказывает помощник руководителя поискового отряда «Ратибор» Светлана Прасолова.
В поисковых экспедициях бывают и непредсказуемые ситуации. И чтобы участники были готовы к самым нестандартным моментам, руководители отрядов большое внимание уделяют технике безопасности.

– Утренние и вечерние инструктажи проводятся в обязательном  порядке. Ребята ежедневно проходят обучение по оказанию первой помощи, – пояснил Андрей Прасолов.

Что касается технического оснащения, то сегодня поисковикам работать немного легче, чем несколько лет назад. В их арсенале есть всё необходимое: карты, рации, навигационное оборудование, аппаратура для видеопоиска, металлоискатели, саперные лопаты.

Около станицы Вёшенской…

Поисковый отряд «Искра» при Центре патриотического воспитания создан в 2015 году. На его счету – четыре поисковые экспедиции в составе сводного поискового отряда «Ямал».

Свое крещение искровцы получили в весенней поисковой экспедиции «Ямал – Вахта Памяти – 2016». Отряд тогда дислоцировался в Ростовской области, около станицы Вёшенской. Результат – найдены  останки пяти солдат Красной армии.

«Удалось установить личность одного бойца – рядового Калишина Сергея Александровича, 1911 года рождения, уроженца Ярославля, – рассказывает командир поискового отряда «Искра» Станислав Петров. – Связались с родственниками. Боец был захоронен с воинскими почестями на родной земле. В следующем году весной на этой же территории найдены останки 16 неизвестных солдат Рабоче-крестьянской Красной армии. Осенью на окраине города Балаклавы в районе Сапун-горы отряд  обнаружил останки одного солдата, погибшего весной 1944 года при обороне Севастополя».

Нет камня, который не сдвинуть…

Кто может попасть в экспедицию? В принципе, любой человек от 14 лет и старше. За 10 лет в «Ратиборе» состояли около 70 девчонок и мальчишек. Со многими руководители отряда поддерживают связь до сих пор. В последние годы ратиборцы не набирают подростков в отряд, решили взять тайм-аут. Ездят в основном с педагогами, бывшими военными, семейными группами. В состав сводных отрядов принимаются  дети с проблемами в поведении, словом, трудные подростки.

– В одном из отрядов находились два трудных подростка. Отлынивали от работы. Решили пригласить на время их к себе, – рассказывает Светлана Прасолова. – Мы не стали давить на них, читать мораль, заставлять работать. Объяснили лишь основной принцип: «Видишь – надо что-то сделать? Делай! Воды нет? Принеси». И через пару дней ребят было не узнать. Хлопотали по хозяйству, на раскопках трудились в полную силу. Один из парней думал, что под огромным булыжником наверняка что-то есть. Старался найти. И даже не очень расстроился, когда под ним ничего не оказалось…
Семейные экспедиции

Последние несколько лет ратиборцы в экспедиции отправляются целыми семьями. Одна из них – семья Станкевич.

Ростислав Станкевич:

– В 2016 году мне довелось побывать вместе с родителями на Бельском плацдарме. Первое, что нашел, это был осколок от снаряда, потом встречались монетки, колодки от магазинов. Научился работать с останками. Очищал их кисточкой, маленькими ножами и лопатками. Раскладывал части скелета. Преодолевал страх, не скрою. Очень горд, что причастен к такому благородному делу. Мы, подрастающее поколение, должны знать историю и чтить память солдат, погибших на полях сражений.

Михаил Станкевич:

– Прежде чем приступить к полевым поисковым работам, нужно разбить бивак, поставить лагерь. Словом, создать условия для проживания в полевых условиях. Дежурства нет. Каждый выполняет обязанности добровольно. Моя супруга даже блинчиками нас баловала.

Для детей экспедиции – хорошая школа жизни. Они важны не только с точки зрения патриотического воспитания, но и многое дают для дальнейшей взрослой жизни. Парни, находясь в  полевых условиях, учатся работе в команде и самостоятельности.

Маргарита Станкевич:

– Условия в экспедиции спартанские. Бытовые трудности – это ерунда, вот погода иногда кап-ризничает. Бывало, и снег шёл. Вспоминаются первые дни в экспедиции. Меня до глубины души затронула поисковая работа, где я трудилась на бруствере одного из раскопов и обнаружила маленькую расческу, целую. В стрелковой ячейке нашли останки молодой девушки. Как показала эксгумация, погибшей не было и 22 лет. Рядом обнаружили и другие вещи. Но, к глубокому сожалению, имя героически сражавшейся девушки не удалось установить. Огорчает то, что большая часть найденных поисковиками солдат так и остаются неизвестными.

Поисковики выполняют важную, ответственную и благородную миссию. Они вписывают в историю Великой Отечественной войны недостающие  страницы. А за теми, кто еще лежит на полях сражений, поисковики вернутся. Обязательно. И останутся верны своей миссии до тех пор, пока не будет похоронен последний солдат.

Нина Гультяева

 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер