«Наш дед возил генерала». О военном пути Василия Комлева известно меньше, чем хотелось бы семье

24 октября 2018

Работая над материалами в рубрику нашей газеты «Бессмертный полк», которая существует уже четвертый год, журналисты сталкиваются с тем, как порой ничтожно мало знают муравленковцы о своих переживших Великую Отечественную войну предках. «Спросить бы сейчас, да не у кого», – только и остается сожалеть сегодняшнему поколению.

К счастью, многое из военной жизни дедов и прадедов проясняется благодаря рассекреченным документам Министерства обороны. Но встречаются и такие случаи, когда вроде и награды сохранились у потомков, а вот копий наградных листов на сайте «Подвиг народа» как не было, так и нет.

Поэтому и приходится порой по кусочкам собирать скудные свидетельства ныне живущих, просить потомков обзванивать и расспрашивать всех старших родственников на предмет кто что помнит из рассказов дорогого семье ветерана. К чему я веду, спросите вы?..

Пока не поздно, пока живы еще свидетели тех памятных лет – спрашивайте! Звоните им, пишите, задавайте вопросы, тормошите, заставьте их память выдать всё, что есть в ее самых укромных уголках! Не позволяйте житейской суете отвлечь вас от важного, чтобы потом не жалеть о том, что уже никогда не вернуть. Может быть, они вспомнят не всё и не сразу, но непременно. А под лежачий камень, как говорится, вода не течет.
Один из подобных примеров –история муравленковца Валерия Комлева. О военном пути его дедушки-фронтовика известно меньше, чем хотелось бы семье. А ведь рассказать наверняка было о чем...

Две войны

Едва отслужив по срочному призыву, уроженец Челябинской области Василий Комлев был призван на фронт – началась Великая Отечественная война. Еще в армии получил водительские права, потому с 41-го по 46-й не расставался с баранкой автомобиля. По пыльным фронтовым дорогам подвозил орудия и боеприпасы. В семье сохранились воспоминания, что в годы войны приходилось деду возить не только снаряды, но и генералов.

Был Василий Иванович участником и Великой Отечественной войны, и советско-японской. Сразу после Победы его часть перебросили на Дальний Восток – воевать с японцами. Оттуда фронтовик и вернулся домой – на Южный Урал.

В родном селе

После войны продолжал работать шофером в родном селе Филимоново Чебаркульского района Челябинской области. В любви и согласии вырастили с супругой Клавдией троих детей. Держали хозяйство – лошадь, свиней, гусей, кур. Этим и жили. Бывший фронтовик, пусть и шофер, а очень любил лошадей.

– Бывало, – вспоминают внуки, – дед заводил в дом лошадь и угощал ее сахаром.

Вдова участника войны Клавдия Дмитриевна Комлева надолго пережила любимого мужа. Совсем скоро ей исполнится 93 года, она пребывает в добром здравии и по-преж-нему живет в Филимоново.

Времена были такие…

Подробности фронтового пути деда никто из Комлевых не знает. Он в свое время не рассказывал, а его более старшие внуки помнят только историю о том, что он возил какого-то высокопоставленного военного начальника, впоследствии репрессированного. Возможно, именно в связи с этим фактом предпочитал держать язык за зубами и Василий Иванович. Времена были такие.

Сила воли

– Я деда не помню совсем. Маленький был, когда его не стало. А вот тетя говорит, что о войне он рассказывал неохотно, поэтому даже дети знают о том периоде его жизни совсем немного, – говорит Валерий Комлев. – Родные вспоминают, что сила воли у деда была безграничная. После войны он очень много курил, по две пачки в день. Да и выпивал часто. Видимо, сдавали нервы, как у многих фронтовиков. Но когда родилась моя старшая сестра, его внучка, дед положил на полку пачку сигарет и сказал: «Всё, больше не пью и не курю». И действительно, до самой своей смерти в 1988 году больше не вернулся к этим пагубным занятиям. Слово свое держать умел.

Медаль «За отвагу»

Хранится у бабушки Валерия, помимо юбилейных, бесценная дедова награда – медаль «За отвагу». Говорит, и другие были, а куда делись – неизвестно.

А еще хранят в памяти родные: незадолго до своего ухода из жизни Василий Иванович посадил на колени любимых внучек и… зарыдал. Через неделю его не стало. Будто чувствовал приближение конца.

– Очень жаль, что его образ почти не сохранился в моей памяти, – с сожалением говорит внук. – Знаю, каким он был, в основном благодаря фотографиям...

Пока не поздно, пока живы еще свидетели тех памятных лет – спрашивайте! Звоните им, пишите, задавайте вопросы, тормошите, заставьте их память выдать всё, что есть в ее самых укромных уголках!

Юлия СИДАРЮК
Фото из семейного архива Комлевых

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер