Схожие судьбы дедов-героев Гузели Фаухиевой

28 марта 2018

Гузель Фаухиева свято хранит память о своих героических дедушках. У Синтимира Бирдигулова и Мажита Ишимбаева удивительно схожие судьбы. У обоих за плечами годы войны, плен, концлагерь. Но ничто не сломило этих мужественных людей. Они с честью выдержали все испытания, помогали поднимать страну в послевоенные годы и теперь память о них передается  из поколения в поколение, чтобы потомки помнили и чтили героев своей семьи.

 

Первый бой и плен

Синтимир Бирдигулов родился в 1914 году в деревне Мустафино Стерлибашевского района Башкирии. Когда началась война, ему было 27 лет. Старшие мужчины ушли на фронт, а Синтимира выбрали председателем колхоза и агрономом. А был уже второй год войны, и молодой человек рвался на фронт, поэтому сразу после посевной он ушел добровольцем в Красную армию. Но повоевать ему пришлось недолго. Синтимира, как человека, не имеющего военного опыта, отправили на сооружение окопов. И как он рассказывал, при этом  выдали винтовку без патронов. Так что в первом же бою Синтимир попал в плен. Вместе с другими военнопленными немцы отправили его в лагерь на территории Польши.

«Фашисты раздели всех, обсыпали дезинфицирующим порошком, облили холодной водой и загнали в вагоны. Всё происходило осенью, было холодно, поэтому те, кто стоял в вагонах ближе к краю, в дороге просто умирали от переохлаждения. Дедушка сразу оказался в середине вагона, и это помогло ему выжить», – рассказывает Гузель.

Но на этом мучения не закончились. По дороге в лагерь все находились в нечеловеческих условиях. Военнопленных кормили баландой из сырой картошки и капусты. Многие умерли от дизентерии. Синтимир хоть и был голоден, но не стал есть. Это и спасло ему жизнь.

«Дедушка рассказывал, как однажды, когда их гнали в лагерь, на дороге они увидели мерт-вую лошадь. Все, кто успел, оторвал себе по кусочку мяса, в том числе и он. Лошадиную печень дедушка всю дорогу до лагеря понемногу отрывал и сосал. Когда я слышала это, то не могла сдержать слез. Сколько же пришлось вынести нашим людям, и при этом они не сломались и смогли выстоять», – говорит Гузель.

Два года в лагере были самыми тяжелыми в жизни этого мужественного человека и всех, кто находился рядом с ним. Многие так и не дождались освобождения. В конце 1944 года войска 2-го Белорусского фронта перешли в наступление и открыли ворота лагеря, чтобы выпустить на свободу оставшихся там людей. Голодных и больных, но счастливых бывших заключенных распределили по госпиталям. Среди них находился и Синтимир Бирдигулов.

«Подлечившись, дедушка вновь пошел воевать. С боями он дошел до самого Берлина, но войти туда ему не удалось – на подходах к городу он был ранен и вновь попал в госпиталь. Здесь дедушка и встретил Победу. Радости не было предела. Врачи, раненые – все плакали и смеялись, потому что закончилась самая тяжелая для всех война», – передает воспоминания деда Гузель Фаухиева.

Синтимир Тулумгужинович вернулся домой в 1945 году. Работал в колхозе. Был конюхом, заведующим складом. Женился на Марфуге Гизитдиновне Ильясовой. Вместе они воспитали 7 детей. Но воспоминания о перенесенных страданиях, о том, что пришлось повидать на войне, навсегда тяжелым камнем легли на сердце. Синтимира Бирдигулова не стало в 1989 году. Ему было 75 лет.

Защищал крым

Второй дедушка Гузели Фаухиевой Мажит Ишимбаев родился в 1919 году в крестьянской семье в деревне Максютово Стерлитамакского района Башкирии. Окончил среднюю школу, выучился на учителя. В 1939 году он был призван в Красную армию. Службу проходил в Крыму в зенитных войсках. В 1941 году уже собирался демобилизоваться и поехать домой, но его планам не суждено было сбыться. Всех солдат задержали в части без объяснения причин, а вскоре началась Великая Отечественная война.

«Дедушка продолжил службу. Был зенитчиком. Его батарея участвовала в боях за Керчь. Зенитные орудия стояли на горе Митридат, где сегодня установлен известный обелиск, – мемориал воинской славы и памяти павших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Но советские войска не смогли тогда удержать Крым. Дедушка всегда с тяжелым сердцем вспоминал переправу через Керченский пролив, потому что там погибло очень много его товарищей», – делится    Гузель.

Мажит Баймурзинович был ранен. Санитарка, втянувшая его на плот, дала в руки оружие и сказала: «Если зенитчик, то будешь стрелять по самолетам в случае налетов». После того, как Мажит подлечился в госпитале, он воевал в составе противотанковой артиллерии, был снова ранен. В 1943 году попал в плен и вскоре оказался в концентрационном лагере на западе Германии, недалеко от города Лютц.

«По словам дедушки, в лагере содержались поляки, сербы, румыны, французы. Работать приходилось на износ – пленных отправ-ляли на демонтаж французской линии обороны Мажино. К людям относились, как к скоту», – добавляет Гузель.

Мажита Ишимбаева и других выживших освободили в 1945 году. Началась долгая дорога домой. В родную деревню Мажит вернулся в 1946 году. К бывшим пленникам относились настороженно, поэтому ему не доверили работу с детьми. Работал скотником, пас колхозное стадо. Вскоре Мажит Баймурзинович  женился на Махмузе Гайнуловне. В их семье было 7 детей, которые с уважением относились к отцу и считали его героем, несмотря ни на что. Мажит Ишимбаев прожил долгую жизнь. Он умер в 2001 году в возрасте 82 лет.

Гузель Фаухиева о своих дедах-героях рассказывает детям. Ежегодно 9 Мая они все вместе встают в строй «Бессмертного полка» и с гордостью проносят по улицам Муравленко портреты Синтимира Бирдигулова и Мажита Ишимбаева.      

Ольга ЧЁРНАЯ

Фото автора

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер