«Пусть доктор немножко отдохнёт»

11 января 2018

О роли и участии дедов в Великой Отечественной войне моя младшая дочь Ева знает немало. Историей ее семьи со стороны отца я увлеклась, когда она была совсем крохой. А изучением биографии самого заметного из них – Якова Сергеевича Талызина, врача с дореволюционным образованием, участника Гражданской и Великой Отечественной войн я занималась не один год…

                                        Военврачи 40-х. В центре - фронтовые друзья В. К. Видута (второй слева) и Я.С.Талызин.

Своими, порой потрясающими, открытиями, конечно, делилась с домашними. Однажды годовалая Ева, рано начавшая говорить, увидев в очередной раз фотографию прапрапрадеда на мониторе моего компьютера, вдруг выдала: «Ляка Дидеич!», – что на ее тогда младенческом языке означало «Яков Серге-евич!» Теперь ей девять, и чем старше она становится, тем очевиднее унаследованные от предка любовь к литературе и естественным наукам. Но самое главное – моя девочка знает, что в ее семье есть свои герои, внесшие весомый вклад в общую победу над врагом.

Из семинаристов – в лекари

Предки Якова Талызина со стороны как отца, так и матери, принадлежали к духовенству Тверской губернии с незапамятных времен. Родные братья его прабабушки были известными в Санкт-Петербурге протоиереями, профессорами, духовными писателями, а младший брат деда по материнской линии был настоятелем церкви Константиновского дворца, законоучителем детей великого князя Константина Николаевича, брата Александра II.

На заре XX века готовили в священники и Якова. Он с отличием окончил духовное училище, затем семинарию в Твери. Родные ждали, что юноша продолжит обучение в духовной академии, но он поступил на медицинский факультет старейшего учебного заведения Эстонии – Императорского Юрьевского университета. Такой крутой поворот сыграл решающую роль в судьбе Якова Талызина и его потомков, вынужденных на протяжении нескольких десятилетий скрывать свое происхождение.

В марте 1911 года, успешно пройдя все испытания на степень лекаря, Яков с отличием окончил университет.

Судьба привела в Зауралье

По направлению земства молодой доктор приехал в далекое зауральское село Куртамыш, где навсегда пустил свои корни, женившись на учительнице математики Зое Сурьяниновой, дочери челябинского мещанина. За последующие тринадцать лет семья Талызиных увеличилась на шесть человек. В голодные 20-е у родившихся еще до революции Сергея (прадеда Евы), Николая и Павла появились сестренка Оля, в семилетнем возрасте умершая от менингита, за ней Борис и Владимир. Не всем из юных Талызиных суждено было встретить старость.

Долгие годы Яков Сергеевич был единственным врачом на весь уезд. Он изъездил и исходил свой участок, уезд и район вдоль и поперек, и вряд ли в те времена нашелся бы человек, которому он не помогал в родах, не оперировал, не лечил или который хотя бы просто не знал доктора и не вспоминал бы его добрым словом.

Похоронка за похоронкой…

Якову Сергеевичу уже было 57, когда началась Великая Отечественная война. В сентябре 1943 года эвакогоспиталь № 3113, где он с первых дней войны лечил раненых и больных, был отправлен из Челябинской области на фронт. Пройдет совсем немного времени, и супруги Талызины получат сначала похоронку на 20-летнего Бориса, погибшего в боях под Сталинградом, затем на 27-летнего Павла, навсегда оставшегося лежать в болотах Белоруссии… Утешением для немолодых уже родителей стали старшие сыновья. Окончивший перед войной Ленинградский институт связи Сергей служил связистом на Дальнем Востоке (в 45-м он принял непосредственное участие в боевых действиях с японцами, за что был награжден орденом Красной Звезды). У Николая же, работавшего инженером на авиазаводе в Перми, хоть он и рвался на фронт вслед за отцом и братьями, была бронь. Младший Володя был еще подростком.

«Командовать не умею»

Бесценные воспоминания о фронтовом периоде жизни предка моей дочери оставил в 1978 году его сослуживец, майор медицинской службы в отставке В. К. Видута, их мне посчастливилось обнаружить в курганском областном архиве.

«…Встретились мы с ним на длинных дорогах войны. Интеллигентный, искрящийся добротой, трудолюбивый, энергичный, умудренный жизненным опытом, веселый и далеко не трус, Яков Сергеевич притягивал к себе многих. Запомнился один случай. Во время разгрузки санитарной летучки в Днепропетровске, впрягшись в один конец носилок с тяжелораненым, на котором вес гипсовых повязок превышал его собственный, несет их Яков Сергеевич, а рядом идет молодой санитар, рассказывая ему какую-то забавную историю. Спрашиваю: «Что, Яков Сергеевич, носить больше некому или моложе никого нет?» Отвечает: «Командовать не умею, а вот работать – другое дело».

Наша нагрузка зависела от боевых действий, а так как 3-й Украинский фронт в 1944 году продвигался почти беспрерывно, то и работы всё время было много. Часто сутками не выходили из операционных, перевязочных и палат. Выбившись из сил, где-нибудь рядом и спали.

Выносливее всех нас в отношении бодрствования был Талызин. Но иногда засыпал и он, хотя спал как-то по-куриному: незаметно открывались глаза, и он продолжал работу. Однажды, зайдя в перевязочную и увидев Якова Сергеевича, я окликнул его, но раненые с этого и других столов, подняв указательные пальцы, зашикали на меня, а ближайший шепотом сказал: «Не тревожьте, пусть доктор немножко отдохнет». И тогда я заметил, что голова доктора покоится рядом с разбинтованной раной солдата.

Война продолжалась. Уже в пути следования на Будапешт я получил новое назначение, а наш госпиталь двинулся по прежнему маршруту.

Позже я узнал, что в конце войны Я. С. Талызин был награжден орденом Красной Звезды, а в 1949 году одним из первых в Курганской области получил почетное звание заслуженного врача РСФСР».

В последний путь провожал весь город

Приехав в Куртамыш после демобилизации в декабре 1945 года, Яков Сергеевич вернулся к работе главврача. Еще несколько лет после войны он оставался всё таким же неутомимым тружеником. Минувшая война с ее утратами и слишком напряженный для 68-летнего человека режим работы не могли не отразиться на сердце доктора. В марте 1952 года, после перенесенного прямо у операционного стола инфаркта, его не стало. В последний путь всенародного любимца провожало буквально всё население Куртамыша. Потомки и земляки Якова Сергеевича Талызина могут по праву гордиться им – Почетным гражданином города, одна из улиц которого носит его славное и незабвенное имя.

 

Из наградного листа

Начальник физиотерапевтического, а также 1-го хирургического отделения госпиталя, которое работало с перегрузкой на 250 %, капитан медслужбы т. Талызин Я. С. в период массового поступления раненых в январе-феврале 1945 года из отделения не выходил сутками, оперируя и оказывая неотложную помощь раненым. Пользуется большим уважением и авторитетом среди раненых. Весь свой многолетний врачебный опыт передает молодым врачам, подготавливая их к практической хирургической работе.

 

Юлия СИДАРЮК

Фото из семейного архива Талызиных 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер