17 декабря 2021
Автор: Юлия Сидарюк

От врага бойцов 133-й дивизии отделяли только воды Тисы. Боевой приказ: форсировать реку и захватить плацдарм на противоположном берегу. Под покровом ночи орудия подтянули к берегу. Падая в воду, вражеские снаряды поднимали фонтаны брызг, беспрерывно строчили пулеметы. Среди артиллеристов, бивших с берега по огневым точкам фашистов, работал орудийный расчет старшего сержанта Попова из 1-й батареи. Наводчик Иван Скляров выкатил орудие на насыпь и прямой наводкой разбил пушку врага, обстреливавшую наши боевые порядки.

На рассвете пушки 249-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона уже были на противоположном берегу. Когда немцы снова бросились в контратаку, их встретил меткий огонь перевезенных ночью орудий.

Больно вспоминать

В 1941 году дедушке Татьяны Ким, уроженцу Ставропольского края Ивану Гавриловичу Склярову, было 30 лет. К тому времени он успел отслужить срочную службу в артиллерийских войсках, был командиром 152-миллиметрового орудия. Он и представить не мог, что полученные в армии знания и навыки совсем скоро применит на самой кровопролитной войне XX века.

Когда в августе 1941-го тракторист Иван Скляров уходил на фронт, в родном селе Султан Курсавского района Ставропольского края оставались ждать жена Екатерина Яковлевна да две дочки – семилетняя Лида и двухлетняя Юля.

– Военную присягу дедушка принял в 84-й стрелковой дивизии. Всё, что известно об этом периоде начала его боевого пути – в звании сержанта дед командовал отделением, пока 5 сентября 1941 года не попал в плен к немцам, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Освободили узников только весной 1944 года. Уже с 30 апреля дедушка принимал участие в боевых действиях против фашистов.

О пребывании Ивана Гавриловича в плену семье практически ничего не известно.

– Когда мы просили папу рассказать о войне, он начинал, а затем замолкал и уходил. Мы видели, что ему больно вспоминать. О том, что он был наводчиком в артиллерии, говорил сохранившийся у него бинокль, – вспоминает средняя дочь ветерана Юлия Ивановна.

Всегда на передовой

К тому времени, когда Иван Гаврилович смог присоединиться к своим, наш народ четвертую весну сражался за свободу и независимость СССР. Красная армия уже громила гитлеровцев в их логове. До самой Победы артиллерист Скляров в составе 1-го, а затем 2-го Украинского фронтов гнал врага по Европе.  Начинал ящичным, потом воевал наводчиком и командиром 45 мм орудия в 1-й батарее 249-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 133-й стрелковой Смоленской Краснознаменной ордена Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии 27-й армии. Эти орудия всегда находились на передовой, часто меняя позицию. Поэтому фашисты старались уничтожить их в первую очередь.

В сентябре 1944 года рядовой Скляров, ящичный орудийного расчета 45 мм орудия, был представлен к медали «За отвагу».

Наградной лист гласит:

«...за то, что в боях за высоту 1 252 орудием на расстоянии 200–250 метров от противника уничтожил один станковый и два ручных пулемета и до 30 солдат и офицеров противника».

Совсем скоро, в ноябре 1944 года, артиллерист Скляров вновь отличился во время контратаки вражеских танков и самоходных орудий на венгерскую деревню Чобай.

«Тремя выстрелами подкалиберных снарядов Скляров заклинил башню вражеского танка, находившегося в засаде. Уничтожил наблюдательный пункт противника в заводской кирпичной трубе. Ведя огонь по контратакующей пехоте противника, вывел из строя до 30 немецких и венгерских солдат и подавил несколько огневых точек, чем оказал большую поддержку нашей пехоте при вторичной атаке за овладение деревней Чобай», – писал командир в наградном листе, представляя Склярова к ордену Красной Звезды. 

Освобождал Чехию и Венгрию

Когда в апреле 1944-го бывший военнопленный Скляров присоединился к 133-й дивизии, та вела бои на подступах к городу Хотин. Вскоре перешла государственную границу СССР и вступила на территорию Румынии. Если посмотреть на карту боевого пути дивизии, видно, какой нелегкий путь прошли ее бойцы и офицеры. В трудных условиях горно-лесистой местности части дивизии преодолели большой горный перевал в Карпатах и овладели городом Регин. Преследуя фашистов, дивизия углубилась в горы. Начались бои за горные проходы, дороги, перевалы. Венгрия, Тисса, бои за город Мишкольц и, наконец, Чехословакия.

Преследуя отступающего противника, части дивизии продолжали продвигаться вглубь Чехословакии. Близость победы над захватчиками окрыляла бойцов. Пал Берлин, и 9 мая части облетела весть – Германия капитулировала. Однако всё еще сопротивлявшиеся фашисты отходили на Запад. Боевой путь 133-й дивизии, преследовавшей остатки врагов, закончился 11 мая у венгерской деревни Нова Веселе, в 82 километрах от чехословацкого города Брно.

– Дедушка вернулся с фронта в августе 1945 года. Все годы плена семья не имела о нем никаких вестей. В 1948-м родилась моя мама, которую назвали Надеждой, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Какое-то время спустя они переехали в город Невинномысск Ставропольского края. Там бабушка и дедушка построили свой дом, в котором и встретили старость. Несмотря на все испытания войной, пленом, послевоенной разрухой, выпавшие на его долю, наш дедушка ушел из жизни уже в преклонном возрасте, его не стало 2 июня 1993 года.

Иван Гаврилович Скляров награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденом Красной Звезды и Отечественной войны II степени, юбилейными медалями. А также благодарностями Верховного Главнокомандующего за овладение штурмом венгерскими городами Сату-Маре, Карей и Мишкольц в октябре и декабре  1944 года; за овладение зимой и весной 1945 года чехословацкими городами Рожнява и Йелшава и важными железнодорожными узлами Зволен и Кремница, городами Прьевидза и Бановце.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер