Ямал – регион особенный. Впереди – планомерная работа на достижение результата.

14 сентября 2018

9 сентября Дмитрий Артюхов официально вступил в должность губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Торжественная церемония инаугурации прошла в Культурно-деловом центре Салехарда, где новый глава региона принял присягу и поклялся служить на благо родного края. «Доверие жителей нужно оправдать. Этим я буду заниматься в ближайшие годы», – подчеркнул Дмитрий Артюхов в интервью журналистам после процедуры инаугурации. Он также отметил, что уже сейчас чувствуется поддержка жителей региона, но это только начало. «Необходима планомерная работа на достижение результатов, и тогда жители Ямала дадут уже настоящую оценку», - сказал избранный глава региона. Каким было время для Дмитрия Артюхова до официального вступления в должность?

– Ямал – особенный регион: здесь живет и работает самый молодой губернатор во всей России. Вы сами довольны временем, проведенным в должности исполняющего обязанности губернатора?

– Конечно, жизнь сильно поменялась. Время сжалось. Теперь это самый дефицитный ресурс. Но стараюсь делать всё, чтобы когда день заканчивался, можно было себе сказать, что он прошел не зря – есть определенный результат, и мы двигаемся к тем целям, которые перед собой ставим. «СШХ», «Ямал СПГ» и другие – это крупнейшие проекты, реализуемые на территории нашего региона, но масштабы их – далеко за его пределами. Мы находим поддержку, есть понимание, как и куда двигаться. Еще многое предстоит сделать нашей большой командой – не только силами власти, но и бизнеса.

– Проект «Северный широтный ход» тесно переплетается с печальной историей 501-й стройки. И есть в этом проекте некая историческая правда – мы как будто возвращаем долги невинно пострадавшим людям, которые принимали в ней участие, зачастую не по своей воле. Помимо экономической пользы есть еще то, что радует сердце в этом проекте?

– Действительно, это проект с очень долгой историей. И она была трагична, особенно в своем начале. И важно сохранить эту связь времен, теперь есть возможность перевернуть страницу и преподнести этот проект по-новому – как проект успеха, необходимый для страны. Конечно, сердце кровью обливалось, когда видно было, что чуть-чуть не хватило. Смотришь на карту, накладываешь ту 501-ю стройку и понимаешь, что в свое время, не зная этого совершенно, проектировщики провели дорогу по всем нашим крупнейшим месторождениям, которые открыли чуть позже: Медвежье, Уренгойское. Заполярное даже, если говорить еще и про 503-ю стройку. Сегодня это очевидно, если бы стройка была завершена в те годы, освоение Севера нашей стране стоило бы меньших ресурсов. Это была очень необходимая дорога, тем не менее ее строительство не завершили. Мы все помним те героические усилия по обустройству Севера, те известные кадры хроники, когда чуть ли не вышки ЛЭП везли вертолетами. Огромные ресурсы были задействованы для того, чтобы освоить Западную Сибирь, и сейчас мы стоим перед второй волной освоения, нам необходимо улучшать логистику в Арктике. Такие задачи ставит глава государства.

– Времена, когда люди ехали на Север «за туманом и за запахом тайги», за романтикой, прошли. Сейчас мы видим благо-устроенные города, налаженный быт и жизнь. И Север уже сейчас – такой прагматичный, с серьезным подходом, связанным с промышленностью, развитием Арктики. И, наверное, вам будет гораздо сложнее, потому что запросы жителей региона растут, и сейчас власти, в частности, вам, надо отвечать на эти растущие запросы.

– Радует, что наши города теперь комфортны для жизни – в них есть необходимая социальная инфраструктура. Но Север осваивался очень интенсивно, где-то в ущерб социальной устроенности, где-то без необходимого комфортного жилья, комфортного для северян. До сих пор мы еще пожинаем эти плоды, и хотя у нас позади годы активной стройки, ввода, благо-устройства, задач еще много впереди. Поэтому Север должен продолжать обживаться, должен быть уютным, комфортным, и, главное, чтобы теперь молодые, которые особенно следят за средой своей жизни, приезжали сюда с удовольствием. Нам важно, чтобы здесь было молодое поколение, чтобы наши города пополнялись новыми инженерами, специалистами. У молодежи сейчас большой запрос на комфортные условия жизни, поэтому должны быть подготовленные городские пространства, скверы – насколько нам позволяет наша скромная природа. И над этим тоже надо работать. Есть примеры, когда даже в очень тяжелых климатических условиях города и поселки комфортно обустраиваются.

– Обычно руководитель региона – это стратег, который думает об экономическом потенциале, об инвестиционной привлекательности, о наращивании возможностей для территории, которой он руководит. В чем важность этих стратегических проектов, о которых мы говорили, для простых людей? 

– У нас многие проекты двигаются в Арктику, на север. У всех на слуху и «Ямал-СПГ», следующим будет «Арктик-СПГ», кто следит, тот знает, что есть планы и по шельфовым проектам, они уже конкретизируются, мы видим, что у нас серьезные организации работают на территории. И часто спрашивают: «А что нам от этого?» Конечно, это будущий источник развития округа на многие десятилетия, это налоговые отчисления и, учитывая, что у нас на Севере всё дорого, нам необходимы существенные ресурсы, чтобы решать те задачи, которые население ставит перед нами. Они связаны с дорогами, с жильем, со всем. Это, конечно, рабочие места. И мы должны сделать большую работу – правительство, бизнес, все вместе – чтобы на Ямале высока была доля внутрирегиональной вахты. Нужно находить здравый компромисс, чтобы будущие поколения работников, молодежь всегда находили работу на Ямале, живя, например, в Ноябрьске или в Муравленко.

У нас есть проекты в отдаленных территориях, когда мы говорим про Ямальский район – это такая совсем арктическая территория. Они, конечно, будут реализовываться вахтовым способом – очевидно, что это самое экономически целесообразное решение. Не нужно строить в крайнем Заполярье новые города, но важно, чтобы жители уже существующих городов и их дети находили здесь полноценную, хорошую работу. Мы, понимая, что идем в эти крупные проекты, создаем задел для развития. Сегодня, когда речь идет о строительстве жилья, объектов, мы видим, какие у нас будут налоговые отчисления в ближайшие 3-5-6 лет, это позволяет нам планировать. Причем мы подходим к этому консервативно, понимаем, что всё переменчиво в современном мире: возможны изменения и курса доллара, и стоимости бочки. Всё взаимосвязано, но у нас есть ресурс для развития.

– Вы побывали во всех муниципалитетах округа. Вы такой руководитель, который должен сам своими глазами всё увидеть, прежде чем чем-то руководить?

– К своему счастью, я тут всю свою жизнь, поэтому для меня такие поездки – это не открытие чего-то нового, а проверка той динамики, которую заложили в последние годы. Будучи в команде Дмитрия Николаевича Кобылкина, постоянно ездил и в отдаленные муниципальные образования, и в ключевые города. На встречах с населением люди задают вопросы, которые потом ложатся в программу развития этого МО, мы слышим главные проблемы людей. Многое радует. Видно, что наши поселения, города меняются к лучшему. В большинстве своем люди улыбаются, отмечают положительные изменения. Многое, я повторяю, надо сделать.

Если сравнивать с другими регионами, ямальцы много путешествуют, ездят к родным в другие регионы. И, честно говоря, на Ямале дороги не назовешь хорошими. Особенно это чувствуешь, пересекая границу ХМАО и ЯНАО. Разница заметна, и нам об этом люди говорят, надо называть вещи своими именами. По дорогам многое требуется сделать. Мы навалились, как известно, на строительство новой дороги Надым – Салехард, она оттягивает огромные ресурсы, это десятки миллиардов рублей, на которые могли бы уже привести трассу от Ноябрьска до Надыма в хорошее состояние. Но не разорваться. Потом, конечно, нужно доводить до ума существующую.

Но всё равно, я думаю, ямальцы видят, что у нас в городах существует положительная динамика: что-то строится, что-то меняется, каждый город имеет предназначение, свою историю, и это необходимо развивать. Радует, что для юга нашего региона, который часто испытывает сомнения от того, что добыча падает, сегодня мы начали находить ответы на вопросы: есть технологии, и компании их начинают активно внедрять. Они будут гарантировать работу этих предприятий на годы вперед. Это важно, чтобы развитие было не только в новых промышленных районах, где сотни миллиардов инвестиций, но чтобы и наши южные территории также понимали свое будущее. И люди видят завтрашний день.

– Какие у вас претензии к чиновникам? И какой вы видите свою команду?

– На Ямале создана хорошая команда в широком смысле этого слова. Это не только члены регионального правительства, это главы муниципальных образований, это наш депутатский корпус. Он во многом представлен руководителями крупных компаний, людьми опытными, которые ответственно относятся к своим коллективам, городам, где работают. Это большая сплоченная команда, и в этом наше огромное преимущество. Никаких существенных революций происходить не должно. Но люди абсолютно справедливо нам ставят запросы, как должен себя вести современный чиновник. Конечно, все мы – и региональные органы власти, и главы с их командами, – должны меняться. Это открытость, ответственность, принципиальность в некоторых вопросах. Приходилось принимать не самые приятные решения. Несколько глав ушли в отставку, и это было сопряжено с  определенными причинами. Мне даже говорили: «Может, не надо таких шагов, рассосется, само собой сойдет?» Но запрос у людей на другое, и, если есть негативный фон, то от представителя власти ожидания максимальные. На то ты и глава, высокое должностное лицо, чтобы своим поведением, пусть и вне рабочего времени, не быть негативным примером. Это очень высокая ответственность, которую налагает бремя власти. И неважно – муниципальной или региональной. Надеюсь, все уже поняли, что нужно внимательно следить за своими поступками и действиями.

– Мы живем на территории, где проживают КМНС. Эти народы обладают могучей культурой. Не считаете ли вы, что пришла пора глубже к взаимодействию переходить – принимать их опыт адаптации на Севере, их подход экологичный к жизни?

– Все коренные народы, которые у нас живут, – носители уникальной культуры, уникальных навыков. И это то, что необходимо максимально изучать, развивать, взаимодействовать. Нужно понимать, что сейчас коренное население испытывает огромное давление времени: молодежь не спешит возвращаться к традиционному укладу. И здесь мы стоим перед очень сложным выбором – как правильно выстроить эту систему. У нас существует система обучения в школах-интернатах, есть кочевые школы. Здесь нужен баланс. Чего мы хотим? Чего хотят родители для своих детей? Чтобы они поехали в райцентр, а потом и в одну из наших столиц за высшим образованием и вернулись отличными инженерами, либо чтобы далеко не уходили от своих истоков? Это сложный вопрос, он носит фундаментальный смысл, и нам необходимо его решать вместе с депутатами ЗС ЯНАО, старейшинами коренного населения и лидерами. Определять, как нам вместе развиваться, потому что время меняется. Наш приоритет, безусловно, сохранение культуры, быта, но важно, чтобы это не скатилось, как в некоторых странах, в какую-то музейную деятельность, резервации и так далее. Мы гордимся, что у нас на Ямале это всё сохранилось реально. Не все субъекты могут похвастать этим.

– Вы поехали на остров Заячий, чтобы своими руками почистить Арктику. Приняли участие в акции «ЯмалЗАбег». То есть вы не только представитель властных структур, но еще и ведете простую жизнь. Вы тоже хотите быть участником, видеть, чувствовать, самому пробежать по трудным арктическим дорогам?

– Говоря о «ЯмалЗАбеге», нужно передать привет ребятам из Гыды. Это их проект, и они побудили меня принять в нем участие, за что я им очень благодарен. Представьте себе на секунду – ребята из самого нашего отдаленного северного поселка запустили проект, к которому присоединился весь Ямал. Отличные ребята, спортивные, крепкие. На таких ребятах Ямал и держится на самом деле. Они и есть наше будущее.

Экологическая уборка – это проект с хорошей историей. Огромным удовольствием было провести свой выходной день с волонтерами. Отличные ребята, по зову сердца этим занимаются, любят наш край, северную природу. Для меня большое удовольствие принимать в этом личное участие. Понятно, должность привлекает большое внимание СМИ. Таким образом можно показать, что это всё существует. И можно записаться волонтером на уборку. Сейчас у нас остров Вилькицкий. На следующий год мы планируем большую программу по полуострову Ямал. У нас еще много там необходимо убирать. И мы пытаемся рассказать, как в этом можно поучаствовать. Есть сайты, где можно узнать информацию, есть места, куда можно отправить анкету, чтобы тебя в следующем году включили в этот состав. В конце концов, если кто-то просто будет более ответственно и бережно относиться к природе, к ее чистоте, благодаря тому, что в городе работают отряды, бережем и сохраняем Арктику. Это тоже маленькая, но победа.

– В России власть всегда подвержена критике. Вы как к ней относитесь?

– Это нормально, что есть всегда несогласные. И по статистике, и по социологическим исследованиям, что бы ты ни делал, каким бы ни был успешным руководителем, всегда найдется 10-20 процентов людей, которые будут не согласны. А порой есть и здравые претензии, на них надо просто реагировать качественно. Я даже благодарен, когда есть критика. Ты как руководитель обязан ее учитывать. Как правило, люди не пишут, когда всё в порядке. Пишут те, у кого есть вопросы. Это надо не забывать, руки не опускать, когда видишь вал негатива, особенно в Интернете. У нас не принято хвалить. Но на встречах с жителями региона, во время посещения предприятий люди искренне говорят, что видят изменения к лучшему. Цели есть, они заложены в программе развития ЯНАО, есть задачи, которые поставил президент в своем майском указе. Это большая 6-летняя программа, это рывок. Задачи очень амбициозные, они выполнимы, но для этого необходимо хорошо поработать. Вот это главное.

По материалам интервью Юрия Кукевича
Публикуется в сокращении

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер