12 ноября 2021
Автор: Юлия Сидарюк

Отцом пятерых детей был Василий Петрович Харитонов, когда в феврале 1942-го его призвали на фронт. Дома остались ждать своего кормильца беременная жена Анна Фёдоровна, две дочки и три сына. Шестой ребенок Харитоновых появился летом. Малышке Верочке так и не суждено было увидеть своего отца...

– Мой прадед Василий Петрович Харитонов родился в 1909 году. Окончил всего два класса школы. Когда началась война, работал лесорубом. На фронт уходил из родной деревни Суходол Гафурийского района Башкирской АССР. Какое-то время новобранцы находились в поселке Алкино под Уфой. По всей видимости, в годы войны это был учебный или пересылочный пункт, откуда солдат распределяли по воинским частям, – рассказывает правнучка фронтовика Елена Васильева. – Моя прабабушка Аня вместе с другими односельчанками, чьих мужей призвали в то же время, ходили в Алкино пешком. А это более 200 километров от дома! Кстати, одновременно с прадедом на войну забрали его родных братьев Афанасия и Александра.

Зимой 1944-го

Когда родилась младшая дочка, Василий Петрович уже был на фронте. Воевал два года в составе 50-й стрелковой бригады, потом 14-го стрелкового полка 72-й стрелковой дивизии. Летом 1943 года сержанта Харитонова перевели в 90-ю стрелковую дивизию, входившую в состав 42-й армии. Согласно военным документам, с 14 января 1944-го и до сих пор командир отделения Василий Харитонов считается пропавшим без вести. В списке безвозвратных потерь 173-го стрелкового полка за период с 1 января по 20 марта 1944 года напротив фамилий 150 советских солдат и офицеров стоит отметка «пропал без вести».

– Моя бабушка Нина рассказывала, что отец пропал на Дороге жизни, которая, как известно, проходила через Ладожское озеро к блокадному Ленинграду, – вспоминает Елена Анатольевна. – Уже взрослые дети Василия Петровича пытались выяснить хоть какие-то подробности о военном периоде жизни отца. Искали земляков, уходивших вместе с ним на фронт. Всех, кто хоть где-то пересекался с ним. Но выяснить обстоятельства, при которых он пропал без вести, так и не удалось. Военкомат никаких ответов тоже не дал. Все документы, которыми мы сейчас располагаем, взяты с интернет-ресурсов.

Без отца и матери

Вдова фронтовика Анна Фёдоровна умерла в 1947 году. Дети говорят, надорвалась от непосильной, тяжелой работы. Шестеро сирот Харитоновых – Прасковья, Николай, Нина (бабушка Елены Васильевой), Анатолий, Павел и Вера – остались без отца и матери.

– Старшей сестре на тот момент было 17 лет, моей бабушке Нине – 13, младшей Верочке – всего пять, – продолжает свой рассказ Елена Анатольевна. – Троих старших детей оставили в колхозе, а младших – Анатолия, Павла и Веру – отправили в детский дом. Мальчишки оттуда вскоре сбежали в родную деревню. Конечно, их вернули обратно. Более того, после побега разделили, определив в разные детдома. Прасковья и Нина со временем перебрались в поселок неподалеку, рано начали работать.

Родная кровь

Впоследствии жизнь разбросала детей Харитоновых по всей стране. Николай после армии остался в Омске, где служил. Там создал уже свою семью. Анатолий уехал в Иркутскую область и тоже женился. Младший из братьев, Павел, перебрался в Казахстан, где и сейчас живет с родными. Веру после детдома отправили учиться на текстильщицу-прядильщицу в Ивановскую область. Окончив, она вернулась в Башкирию, чтобы разыскать братьев и сестер. Сейчас Вера Васильевна живет с семьей в городе Стерлитамаке.

– Пока братья и сестры были моложе, они часто навещали друг друга, несмотря на дальние расстояния. Сейчас в живых остались только Павел и Вера. Мы, потомки ветерана, стараемся поддерживать родственные отношения, не забывать друг друга, – добавляет Елена Анатольевна.

Оба брата Василия Петровича Харитонова вернулись с войны невредимыми. Афанасий, который попал на фронт раньше своих братьев, считался погибшим в июне 1941 года. На самом деле он выжил. Сначала партизанил на Украине, а после освобождения оккупированной территории от фашистов присоединился к войскам. После войны братья Харитоновы, как могли, помогали своим осиротевшим племянникам.

90-я дивизия

Неравнодушная к судьбе пропавшего без вести прадеда Елена Анатольевна проштудировала интернет-сайты в попытке найти информацию о военных действиях под блокадным Ленинградом в январе 1944 года. Ей хотелось узнать подробности гибели родного человека.

…90-я дивизия была введена в бои по разрыву блокадного кольца за год до печального события. Летом 1943-го дважды, причем безуспешно, участвовала в боях по расширению коридора и прорыва к станции Синявино. Осенью 1943 года дивизию сняли с Синявинского рубежа и направили в лесные массивы возле поселка Берёзовка на правый берег Невы. Здесь части дивизии отдыхали, приводили себя в порядок, готовились к дальнейшим боям. В ноябре сосредоточились у поселка Гостилицы, где стали готовиться к генеральному наступлению и полному снятию блокады с Ленинграда.

И вот 14 января 1944 года ударом с Ораниенбаумского плацдарма у деревни Зрекино дивизия прорвала надежную немецкую оборону и окружила врага. Согласно спискам безвозвратных потерь 90-й стрелковой дивизии, получившей звание Ропшинской Краснознаменной, в этот день 50 бойцов 173-го стрелкового полка пропали без вести. Среди них и командир отделения Василий Харитонов.

В результате наступательной операции к концу января 1944 года советские войска Ленинградского фронта отбросили врага на расстояние 100 километров от города. Освободили Красное Село, Ропшу, Пушкин и другие города Ленинградской области. И вместе с войсками Волховского фронта окончательно прорвали блокаду Ленинграда.

Многочисленным потомком Василия Харитонова важно понимать, что его жертва не была напрасной. А еще верить, что однажды поисковики найдут именной медальон сержанта Харитонова, чтобы правнуки смогли с почестями предать его прах земле.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер