Тысяча выстрелов в минуту. Стрелок Федот Пимурзин прикрывал переправы и поддерживал атаки

12 июня 2018

Читая между строк и вспоминая его отрывочные короткие рассказы, родные снова воссоздают образ их ветерана. Война подорвала его здоровье, но не сломила дух верного Родине солдата. До последнего дня он радовался жизни и с улыбкой встречал гостей…

В годы Великой Отечественной войны все силы страны были брошены на борьбу с фашистским агрессором. Большой вклад в победу Советского Союза внесла и Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. Ее бойцы воевали на фронте, мирные жители трудились на полях, заводах, а сама республика приняла эвакуированные предприятия и тысячи людей.

В Татарстан было эвакуировано более 70 заводов и фабрик, научно-исследовательских институтов из западных областей страны, Москвы и Ленинграда, почти 270 тысяч сотрудников этих учреждений и предприятий и их семьи.
– В те годы фашисты довольно сильно продвинулись вглубь территории Советского Союза. Но так и не сумели взять стратегически важные города: ни Москва, ни Ленинград так и не покорились. Безусловно, это заслуга тех, кто с оружием в руках противостоял врагу. В их числе был и мой дед по материнской линии – Федот Пимурзин, – рассказывает Андрей Орлов, внук ветерана.

Федот Андреевич родился зимой 1909 года в деревне Базарные Матаки Алькеевского района Татарской АССР. Он с детства был трудолюбивым и никогда не отлынивал от работы. Несмотря на занятость в поле, всегда находил минутку для творчества – играл на балалайке и что-то напевал. Чем и привлек внимание молодой красавицы Анны Сафроновой.

– Они влюбились, поженились и жили душа в душу. Отлично дополняли друг друга. Дед играл на музыкальном инструменте, и они вместе пели старинные народные песни. Наш ветеран знал, как поднять супруге настроение, если она не в духе. На этот случай у него всегда находилась шутка, которая вызывала на лице у бабушки искреннюю улыбку, – говорит Андрей Орлов.

Мирную жизнь прервала новость о начале войны. Всех военнообязанных призывали на фронт. 25 июня 1941 года повестка пришла и в дом Пимурзиных.

– Дедушка был призван по мобилизации Алькеевским районным военным комиссариатом в 25-й запасной стрелковый полк, который входил в состав двадцатой запасной стрелковой бригады Московского военного округа. Присягу наш ветеран принял 3 июля 1941 года в Казани. В начале войны именно в этом городе и дислоцировался его полк. После – отправился на фронт, – рассказывает внук ветерана. – Когда дед на войну ушел, дома у него остались жена, родители и четверо детей. Дочь и два сына не пережили суровое время, умерли от кори.

В 1941 году 25-й запасной стрелковый полк был переформирован в семь запасных лыжных полков. 1 декабря из казанского военного лагеря № 1 в составе маршевых рот и батальонов отправились на фронт тысячи бойцов-лыжников. В течение одной зимы они воевали на нескольких фронтах – Карельском, Северо-Западном, Калининском и других.

С осени сорок первого по весну сорок второго Федот Андреевич служил стрелком автоматических и ручных пулеметов. Во время боев из мощного оружия он делал более тысячи выстрелов за минуту. Пробивная сила останавливала военную технику противника, уничтожала наступающих гитлеровцев и ликвидировала огневые точки врага. У Федота Пимурзина и других пулеметчиков была особая роль. Они прикрывали переправы и поддерживали атаки. За ними всегда охотились вражеские снайперы, ведь эти красноармейцы были мощной боевой силой поддержки. Они до последнего защищали своих, сдерживали вражеский натиск… К слову, лыжникам первой военной зимы выпала самая трудная солдатская судьба, а их вклад в общее дело не так широко известен, как, например, подвиги летчиков.
– Дедушка рассказывал, что он и его сослуживцы доходили и до Ленинграда. Там он увидел то, что особенно ужаснуло, – голод. Люди ели траву, мелких грызунов…

Большинство операций зимы 1941-1942 проводилось с использованием лыжных формирований. Та зима была лютой, это отразилось на здоровье солдат – пневмонии, обморожения…

У дедушки была любимая фраза, которую он год из года повторял: «Зиму прожил, значит, буду жить дальше». Знаете, наш ветеран совсем не любил это время года, оно напоминало ему о тяжелых событиях минувших дней. О том, как гибли его соотечественники, как не раз он сам находился на волосок от смерти, – говорит Андрей Орлов. – На фронте дед подорвал свое здоровье – простудил легкие, в дальнейшем это привело к астме. Хорошо помню осипший голос отца мамы, его тяжелый кашель. А еще – привычку всегда ходить в валенках. У него постоянно мерзли ноги, даже летом. Это тоже последствия войны.

Нелегко в те года пришлось и оставшейся в родной деревне семье Федота Пимурзина.

– Бабушка говорила, что она и другие женщины работали и жили в тумбинском лесу. Ежедневно по многу часов валили огромные деревья, а у них были только обычные ручные пилы.

Сельское хозяйство Татарстана дало фронту 131 млн пудов хлеба, 39 млн пудов картофеля и овощей, 56 млн пудов мяса, 200 млн литров молока.

В марте 1942 года Федот Пимурзин был серьезно ранен в левую руку, а в апреле – контужен. Полгода он пролежал в госпитале в Свердловске, однако восстановиться полностью ему не удалось. В любом бою травма головы давала о себе знать, мешая отважному пулеметчику бороться с врагом. Именно поэтому в январе 1943 года Федот Пимурзин был уволен в запас.

– Дедушка вернулся домой, но продолжил трудиться для Победы. Он, несмотря на проблемы со здоровьем, не щадил своих сил – работал в поле, на заводах. Старался внести свою лепту, помочь Родине. Таким я его и запомнил – целеустремленным, верным своим идеалам и своей земле, – говорит внук Федота Пимурзина. – Нашего ветерана не стало в феврале 1984 года – за два дня до семидесятипятилетия. Ту зиму дедушка так и не пережил, но в нашей памяти он всегда жив…

Валерия ЧИЖИК
Фото Дарьи ТЮМЕНЦЕВОЙ и из личного архива семьи Орловых

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер