Осколки мины извлекли не все... Фронтовое ранение сыграло роковую роль через сорок лет

9 апреля 2018

Безусым 18-летним пареньком летом 1943-го был призван на фронт уроженец башкирской деревеньки Илькино Вениамин Архипов. Впоследствии, как все фронтовики, он не любил вспоминать о кровавых боях, оставивших в душе незаживающую рану. Однако несколько историй, наглядно отражающих суровое военное время, его единственный сын Владимир запомнил навсегда.

По закону военного времени

Первая история, навсегда оставившая след в неокрепшей душе юного Вени, произошла в эшелоне с новобранцами, следовавшем в подмосковный город Ступино. Она настолько потрясла парня, что он помнил о ней всю жизнь.

Несколько призывников зрелого возраста ходили по всему эшелону, отнимали у молодежи (а в 1943 году в основном призывали на фронт 18-летних мальчишек) продукты и деньги. Вскоре троих задержали, и поезд встал где-то посреди полей. В ближайшее селение были посланы люди за представителями местной власти: председателем колхоза и милиционером. Вдоль эшелона построили колонну призывников и вывели троих мародеров. По закону военного времени прямо на глазах остальных новобранцев политрук расстрелял их…

По факту случившегося составили акт, а всему эшелону объявили: при повторении подобного расстреливать будут на месте. Мародерства прекратились.

На Будапешт!

Десантная бригада 16-й воздушно-десантной дивизии, куда попал Вениамин, формировалась сплошь из молодежи, поэтому первый год ребята прыгали с парашютом, учились владеть оружием. Сначала прыгали с аэростата, а впоследствии – с десантного бомбардировщика. На счету Вениамина – девять боевых прыжков с парашютом.

Потом десантников отправили в Белоруссию, где формировался 4-й Украинский фронт для нанесения решающего сокрушительного удара в направлении Будапешт – Вена. Это были две мощнейшие военные операции с участием 2-го, 3-го и     4-го Украинских фронтов. Именно в них было сконцентрировано основное количество воздушно-десант-ных войск.

В составе 355-го мотострелкового гвардейского полка 4-го Украинского фронта Вениамин Трофимович принимал участие в Балатонской операции на крупнейшем в Центральной Европе венгерском озере Балатон. В этом районе боев немцы оказывали особенно ожесточенное сопротивление. Именно там старший сержант Архипов получил свою первую награду – медаль «За боевые заслуги».

После Балатонской операции 4-й Украинский участвовал в штурме столицы Венгрии. Впоследствии под Будапештом зачищали остатки немецких и румынских войск. Война для Вениамина Архипова закончилась после взятия столицы Австрии Вены.

Неудавшаяся казнь

После окончания войны он еще долго служил в оккупационных войсках под Будапештом. Советские солдаты следили за соблюдением порядка и становлением новой власти, снабжали население продовольствием, уничтожали мелкие банды венгерских пособников фашистов, которые бесчинствовали после окончания войны. Однажды поймали венгра. Местное население само его потащило к молниеносно организованной виселице. Предателя повесили, но веревка оборвалась, и он сбежал. Через два года Вениамин Трофимович встретил «повешенного» на  рынке. Узнав русского военного, тот снова попытался скрыться, но на этот раз избежать правосудия не удалось.

Прощай, заграница!

После войны, году в 1947-м, Вениамина отправили в Прагу на фестиваль молодежи и студентов. Как военный он там был или как представитель молодежи – семейная история умалчивает. В 1948 году молодому военному предложили поступить в Львовское военно-политическое училище. Окончив его за три года, он вернулся в штаб уже политруком. А в 1956-м всех фронтовиков из-за границы вдруг развернули и отправили в Свердловск.

– Сталин всех фронтовиков приказал убрать из оккупационных войск, – приводит рассказы отца Владимир Архипов. – Больше он за границей не бывал, да и армейская жизнь для него на этом закончилась. Домой он вернулся в звании капитана.

«Парабеллум» с перламутровой ручкой

– Отец привез с войны пистолет «Парабеллум», – возвращается к детским воспоминаниям Владимир Вениаминович. – Когда я был еще совсем маленьким, родители с друзьями часто выходили на пикники. И отец стрелял из «Парабеллума» в дерево или по другой цели. Когда мне было лет девять, я потерял пистолет из вида и спросил у отца, где он.

Отец тогда поступил в Куйбышевский институт и учился заочно на инженера-строителя. Для того чтобы как-то прожить во время сессии в чужом городе, ему пришлось продать пистолет. Он был очень красивый, с перламутровой ручкой, и мне, мальчишке, было безумно жаль с ним расстаться. Зато отец закрыл сессию и, в конце концов, получил диплом инженера.

Награды получил после войны

Второй наградой Вениамина Архипова стала медаль «За отвагу», которую он получил в боях за Будапешт. Медали «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены» «догнали» его лишь спустя два-три года после войны. Части в то время переформировывались, номера их менялись, и потерянные награды – норма того времени. С опозданием получил он и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

По словам сына, уже в 60-х годах Вениамину Трофимовичу, как принимавшему участие в послевоенных операциях, вручили орден Красной Звезды.

Роковое ранение в шею

– Женился отец поздно, в 1965-м. Когда я родился, папа с мамой уже жили вместе, но не были зарегистрированы, – говорит Владимир Вениаминович. – Встретились они в Свердловске. Потом переехали в Белебей – на малую родину отца. В 1961 году в СССР шло активное строительство, и молодым сразу дали двухкомнатную квартиру, хотя они и не состояли в законном браке.

С годами стала всё сильнее беспокоить старая рана, которую Вениамин Трофимович получил во время атаки на озере Балатон. Позади него на мине подорвался пехотинец, и несколько ее осколков попали в шею десантника. Два из них так и остались в нём до конца, извлекать их хирурги не стали – слишком близко опасный металл находился к позвоночнику, пережимая важные сосуды. Врачи сказали только: «Живи пока так». Он и жил, но рана всё чаще давала о себе знать высоким давлением. Уже в 80-х случился один инсульт, за ним второй. Не стало его в 1984 году в возрасте всего 58 лет.

Сын к тому времени женился и уже жил с семьей на Севере. Внуки и правнуки Вениамина Трофимовича Архипова ежегодно выходят на улицы Муравленко в строю «Бессмертного полка». Именно портрет деда и прадеда в руках позволяет им ощутить личную причастность к Великой Победе над врагом.

Юлия СИДАРЮК

Фото из семейного архива АРХИПОВЫХ

 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер