Марина Снычева: «В современном формате обучения педагог и «цифра» должны гармонично совмещаться»

31 августа 2018

Какие новшества в сфере образования ждут нас в ближайшие годы? Как меняется подход к школьному обучению и что важно знать родителям первоклассников? В преддверии нового учебного года мы беседуем с начальником управления образования Администрации города Мариной Снычевой. – Марина Анатольевна, до 1 сентября остались считанные дни. Образовательные учреждения готовы принять детей?

– В этом году в детских садах «Солнышко» и «Оленёнок» проходит капитальный ремонт. Он, конечно, занимает больше времени, чем косметический, поэтому эти учреждения откроются в октябре. Остальные школы и сады готовы принять детей, акты приемки подписаны. Уверена, что ребята и родители, когда придут 1 сентября, порадуются тому, как обновились учреждения.

– Зачисление в первые классы уже закончено или у опоздавших по разным причинам еще есть возможность быть принятыми? Все ли могут попасть именно в ту школу, в которую хотят, или поступление строго по месту регистрации?

– Заявления о зачислении еще принимаются. У семей могут меняться жизненные обстоятельства, кто-то только возвращается в город после оздоровления и так далее.

Привязка к месту регистрации – и не только для первоклассников, а вообще при зачислении в школы, была введена в нормативных документах, чтобы обеспечить равную наполняемость учреждений. Поэтому регистрация имеет значение. Но если места в классах есть, то прописка по другому адресу препятствием для зачисления не станет. В каждом случае подход индивидуальный. Например, если в семье один ребенок уже учится в данной школе, то никто не станет требовать, чтобы второй шел учиться в другую.

– Родители учащихся периодически поднимают вопрос о пятидневной учебной неделе. Что вы думаете по этому поводу?

– Как правило, его поднимают мамы и папы, которые думают, что ребенку требуется еще один свободный от занятий день. Возможно, стоит посвятить этой теме общегородское родительское собрание. Этот вопрос нельзя рассматривать однобоко. Возьмем один из аспектов. Учебный план по государственному федеральному стандарту кроме самих уроков предусматривает еще и обязательную внеурочную деятельность. И если перенести все занятия с субботы на другие дни, то ребенку придется проводить в школе по 8 часов. И это будет значительной нагрузкой. На кружки, спортивные секции у детей точно останется минимум времени и сил.

– Министр просвещения Ольга Васильева говорила о создании в стране единого образовательного пространства. Означает ли это, что скоро все российские школьники, как в советское время, будут обучаться по одной единой для всех программе и у всех будут одни и те же учебники?

– Создание единого образовательного пространства не может произойти одномоментно, скорее всего, потребуется два-три года. Ребята, которые начинали заниматься по системе Эльконина-Давыдова или Занкова, или по программе «Школа 2100», доучатся именно по ним. Потом останутся, возможно, только несколько программ – «Система Эльконина-Давыдова», «Начальная школа XXI век» и «Школа России». Соответственно, вариантов учебников будет меньше.

– Совсем недавно в РФ появилось Министерство просвещения. Как в связи с этим изменится образовательная политика?

– Кардинально не изменится, но некоторые направления будут иными. В частности, раньше у нас существовала федеральная образовательная программа, и политика развития образования выстраивалась в соответствии с ней, а теперь будут проекты – на сегодняшний день их девять. Из них пять относятся к основной школе – «Современная школа», «Современный родитель», «Успех каждого ученика», «Учитель будущего», «Современная цифровая образовательная среда». И я думаю, в рамках последнего проекта будут происходить самые значительные изменения. Задумка нового министерства в том, чтобы в каждой школе работал интернет, и чтобы учителя и ученики могли пользоваться современными цифровыми образовательными ресурсами. Надо уйти от традиционной формы урока, когда ученики внимают учителю, стоящему у доски. В современном формате педагог и «цифра» должны гармонично совмещаться. Для этого нужно переучивать педагогов, по-этому разработаны новые требования профессиональной компетенции и аттестации учителей, создана новая система повышения квалификации. Будут созданы независимые центры оценки квалификации педагогов. Учителю предлагают показывать не только успешных учеников, но и обратную связь от них спустя время после обучения.

Поставлена цель – насытить образовательную среду «умными» гаджетами. Так, уже в этом году мы приобретаем такое оборудование, как проекционная среда. А в чет-вертой школе реализуется проект «Дополненная реальность». Таким образом, внедряются технологии, которые очень близки современным детям.

– Какое место в новой системе отводится вопросам воспитания?

– В рамках проекта «Успех каждого ученика» вопрос воспитания впервые был актуализирован на уровне министерства. Большое внимание придается информационным ресурсам, в частности, социальным сетям. Мы все знаем, что в интернет-пространстве много рисков, и очень важно, чтобы ребята обладали теми навыками, которые позволяли бы им отсеивать неполезные и опасные ресурсы и выбирать интересные и полезные. Готовятся изменения в государственные образовательные стандарты, которые до конца 2019-го, вероятно, будут приняты. Задача поставлена, сейчас она уже решается на уровне региона – чтобы во всех школах и детских садах были специалисты, оказывающие помощь каждой семье и каждому ребенку.

– Что касается электронных форматов, «Сетевой город. Образование» – удобный и современный ресурс. Но размещают информацию там педагоги, у которых немало другой работы, порой они не успевают сделать это вовремя…

– Этот ресурс действует у нас уже несколько лет. Кстати, в стране только 30-40 процентов школ на сегодняшний день перешли на электронные журналы и дневники. И если вовремя не выставлены оценки или не размещено домашнее задание, наши родители обращаются в управление, и мы принимаем меры. Это говорит о том, что они активно пользуются ресурсом, он стал хорошей площадкой для взаимодействия педагогов и учащихся, учителей и родителей. А что касается своевременного размещения информации в «Сетевом городе», то, действительно, навык оперативной работы в системе некоторыми педагогам еще отрабатывается. Эту задачу мы решаем.

– Ваши пожелания родителям школьников в преддверии Дня знаний.

– Уважаемые родители! 1 сентября для каждого из вас особенный день – вы провожаете в школу не только первоклассников, но и своих повзрослевших на целый год учеников! Пусть  дети радуют вас новыми знаниями, открытиями, достижениями и стремлением к новому.

Желаю всем  вдохновения, сил, здоровья, прекрасного настроения и ярких событий!

Эрнэст БАВШИН, Екатерина САПАРОВСКАЯ. Фото из архива «НГ»

 

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер