Образовательный квест по-муравленковски

9 февраля 2018

– Я правша, значит, свет должен падать слева. Вставай со стороны окна и направляй фонарик на стол, а я буду писать, – обращается к своему однокласснику Никита.

Сегодня у ребят необычный день. Например, сейчас они проводят опыты со светом на уроке русского языка! Такие увлекательные занятия проходят в школе № 6 уже не первый год, и дети всегда с нетерпением ждут, когда же они снова отправятся в очередное путешествие по стране знаний.

Практический день в школе № 6 в самом разгаре. Сегодня ребята ищут ответы на вопрос: «Что расскажет твое тело?» И эту тему ученики изучают на всех уроках: математике, литературе, окружающем мире… В течение всего учебного дня мальчишки и девчонки учатся применять полученные знания в реальной жизни.

Так, на уроке русского языка ученики определяют, как освещение влияет на зрение, учатся держать осанку, узнают, как лучше поставить свой письменный стол и лампу. Самое интересное – они приходят к этим выводам сами с помощью опытов.

– Свет должен падать с левой стороны, тогда правая рука не будет отбрасывать тень на тетрадь, – делится полученными знаниями Никита Родионов. – Но если человек левша, то нужно сделать всё наоборот. Мы это поняли после эксперимента: светили фонариками с разных сторон, так мы выяснили, как удобно писать каждому.

В роли метеорологов

А ученики 4-го класса на уроке математики изучают прогноз погоды на одном из сайтов: фиксируют температуру, скорость и направление ветра. Потом с помощью аналога шкалы температур определяют дни, когда детям не рекомендуется выходить на улицу. Они не просто сопоставляют полученные данные, но и решают, как нужно одеваться в сильный мороз, узнают, что такое обморожение и что делать, если оно всё-таки произошло.

– Составлять график температур полезно, мы определяли дни, когда на улице будет очень холодно, и школьникам младших классов не рекомендуется выходить на улицу. На это влияет не только температура воздуха, но и скорость ветра, – говорит ученица 4-го класса Даша Дударь. – Урок был продуктивным. Например, мы узнали, что в феврале могут быть два таких дня с неблагоприятными погодными условиями.


Мария Маслова, мама ученика:
– Я регулярно посещаю практические дни. Считаю, что это очень важно, ведь так родители участвуют в школьной жизни детей. Учителя готовят интересные уроки, которые нравятся школьникам. На занятиях дети  презентуют свои знания. Взрослые видят реальные образовательные результаты детей. Каждый раз после практического дня сын-третьеклассник эмоционально делится впечатлениями, рассказывает, чем занимался, какие открытия сделал он сам. Ему нужны такие занятия. И это здорово!

Путешествие за пределами класса

Во время занятий дети могут выходить за пределы класса и даже школы, чтобы провести исследование или наблюдение. Так, второклашки на математике попробовали себя в роли врачей. В медицинском кабинете они измеряли свой вес, а потом, уже в классе, вычисляли, кто тяжелее: мальчишки или девчонки. Они не только считали и сравнивали разные числа, но и выясняли, что такое избыточный вес и чем он опасен. А потом все вместе пришли к выводу, что нужно вести здоровый образ жизни и больше заниматься спортом.

Предложить тему могут все желающие

– Сегодня качество знаний ученика определяется тем, как он может применить полученные знания на практике. С введением федерального государственного образовательного стандарта возникла потребность обновления методов, средств и форм обучения. Практический день проходит в форме интегрированных занятий. Темы согласовываются всеми учителями-предметниками заранее, – говорит учитель начальных классов Наталья Минлибаева. – Занятия могут быть объединены одной целью или темой, над которой дети и учителя работают на протяжении всего практического дня.

Темы предлагают сами дети, их родители, учителя и другие сотрудники школы. Ребята уже составляли меню для школьников, вычисляли содержание витаминов в продуктах, ходили в магазин за покупками и подсчитывали свои расходы…

– Самый интересный практический день был в этом году. Мы измеряли длину коридоров, площадь класса, чтобы узнать, сколько краски потребуется для ремонта. Это было сложно, – рассказывает Наташа Опря, ученица 4-го класса. – На практических днях мы узнаем такие факты, которые не включены в школьную программу. Например, о том, что человек может задержать дыхание на 15 минут и больше.


Галина Архипова, директор школы № 6:
– В 2010 году в школе начали реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт. Перед нами встал вопрос: «Как сделать занятия практически направленными?» Мы обращались к разным источникам. Идейным вдохновителем стал Олег Лебедев, доктор педагогических наук, профессор. Так появился проект «Практический день». Уроки идут по расписанию, учителя ведут занятия в соответствии с рабочими программами. Но изменился сам формат: ученик может выйти за пределы класса, школы. Урок строится так, чтобы ребенку полученные знания нужны были здесь и сейчас, чтобы младший школьник мог наблюдать, сравнивать, исследовать, создавать проекты. Дети на таких занятиях становятся более самостоятельными, у них есть выбор. Школьники предлагают, каким образом организовать тот или иной практический день.
Непосредственными участниками могут стать и родители. На занятиях они выступают в качестве экспертов, помогают организовать практический день, подготовить материалы. То есть все участники образовательного процесса работают в одной связке.

Практические дни в начальной школе проводятся с 2011 года. Свой опыт педагоги представляли на региональной стажировочной площадке, преподаватели готовы делиться им с коллегами. Например, сейчас учителя заочно консультируют педагогов из Ямальского района. Интерес есть, а значит, проект продолжит существование.

 

 

Анастасия Пономарёва

Фото Дарьи Тюменцевой

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер