День торжества православия

Статьи / Авто 3 марта 2017 254

День Торжества Православия установлен в 843 году Константинопольским собором, созванным императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в православии после длительного периода иконоборческой ереси.

Иконоборцы утверждали, что Бога изобразить нельзя. Право-славные же отцы, защищая предания церкви, ставили почитание икон в теснейшую связь с основами христианства. Святые отцы Православной церкви, защищая  иконопочитание, доказывали, что  оно вытекает из самих основ христианского вероучения о Боге.  Бог, как духовная сущность, непознаваем, невыразим, неизобразим. Но Тот, Кто выше всякого человеческого слова, благоволил родиться как человек, то есть обрёл человеческий облик, видимый образ.

Рождение Христа. Явление Его в мир в человеческом образе, во плоти, называется еще Богово-площением. Лик Христа был запечатлён Им Самим на убрусе (полотняной ткани), и этот образ  именуется ныне «Спас Нерукотворный». Само явление иконоборчества исходило из ереси монофизитов, отрицавших двойственную природу Сына Божия – Бога и человека. Еретики не видели в иконе живой образ, высокий одухотворённый символ, и говорили об иконопочитании как об идолопоклонстве, отрицая возможность обращения к Господу через икону, через церковное Богослужение в храме.

Святейший Патриарх Алексий II в своей проповеди, посвящённой празднику Торжества Православия, подчёркивал, что можно быть православным, не имея икону, но нельзя быть православным, отвергая икону. «Тот, кто не признаёт возможность иконы, отрицает самые основы христианского свидетельства о Боге, ставшем человеком». По церковному преданию, святой евангелист апостол Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы. Преподобный Андрей Рублёв написал  икону Пресвятой Троицы, на которой изобразил Всевышнего в виде трёх ангелов по Библейскому преданию о явлении Бога Аврааму.

Иконы чудотворят, их называют ещё окнами в  иной мир. Почитая икону, молящийся почитает не предмет материального мира, но того, кто на ней изображен. Слово «православие» значит правильно славить Бога. Святитель Иоанн Шанхайский называет  православие чистым христианством, без примеси человеческих измышлений.

По учению Святых Отцов, славословие – высшая ступень молитвы, выражение чистой и бескорыстной радости души о Боге. Неслучайно то, что днём Православия названо первое воскресенье Великого поста. Его предваряет первая неделя поста, времени усердного молитвенного подвига христианина. На первой неделе в храмах читается Великий Покаянный Канон Андрея Критского, выражающий чувства и мысли истинно кающегося человека. Весь смысл духовной жизни человека заключается в том, чтобы научить его правильно молиться. В Великом Каноне поётся о том, что Божию Матерь мы «право-славно величаем».

Православие подразумевает умение правильно строить свою духовную жизнь, правильно славить Господа. Становится понятным, почему день Торжества Православия приходится именно на первое воскресенье поста – человек всю неделю провёл в покаянии, в исповедании перед Господом своих немощей. И вот, оплакав свои согрешения, приступает к таинству Святого Причащения, благодаря и примиряясь с Богом в этом церковном Таинстве, ибо Господь «пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию», как сказано в Евангелии от Матфея.

Праздник Торжества Православия есть торжество веры над неверием и расколами, выражение единства и целостности Православной христианской церкви, преданности Церковным догматам и учениям духоносных святых отцов Православной церкви.

 

Фото из рунета

По материалам православных изданий подготовила С. Ворончук №9 от 2 марта

Баннер
Баннер
Баннер