Чёрно-белые фотокарточки

Статьи / Авто 22 июля 2016 410

Выражение спокойное и внимательное. Живой добрый взгляд слегка прищуренных глаз, увлеченных какой-то своей мыслью. Фотография эта как символ довоенной эпохи, на ней простой работящий парень того времени, а для Анжелы Александровны – родной человек, которого она, к сожалению, никогда не видела.

«Мой дедушка Гриша был чешским переселенцем с Украины.  Родился он в 1907 году в многодетной семье, братьев и сестер у него было десять.  После революции со всеми родными  вынужденно переехали  в Западную Сибирь из Запорожской области, а точнее с Мелитопольщины. Их  второй родиной стала деревня Новоградка Черлакского района Омской области. Как дедушка, чех по национальности, попал на Украину, мы не знаем, а в Сибирь их сослали, по воспоминаниям родных, из-за того, что жили более-менее зажиточно», – рассказывает Анжела Александровна.

В Новоградке познакомился с девушкой Анной, женился на ней почти перед самой войной. Жили небогато, но дружно. Ждали первенцев. До войны Григорий Иванович работал шофером в колхозе. Как раз в 1941-м он получил новенький грузовик, и его отправили куда-то на строительство дороги.  Мирное течение жизни нарушила война. Григорий Беднюк, тридцати четырех  лет от роду, оставил мирную жизнь, беременную жену и ушел на войну. Ушел навсегда…

Призвали его на фронт  Молотовским РВК в июне 1941-го.  На войне был шофером, уехал на фронт  на своей рабочей колхозной машине. Не было даже времени повидаться с родными и проститься с женой.  А осенью 1941 года жена, Анна Ивановна, получила документ, в котором говорилось, что ее муж  Григорий Беднюк пропал без вести под Смоленском. «Мой отец Александр Григорьевич и его брат-близнец Анатолий родились 24 октября 1941 года уже сиротами, а моя бабушка осталась вдовой. Своего отца сыновья никогда не видели, а баба Аня так никогда больше и не вышла замуж», – рассказывает Анжела Александровна.

Жена солдата не поверила тогда той бумаге, продолжала ждать своего любимого мужа и не теряла надежду. Папа Анжелы Александровны рассказывал ей, что у них дома хранилась фотография, где они с братом совсем еще маленькие. Это фото Анна Ивановна отправляла мужу на фронт, чтоб он увидел своих сыновей, писала письма ему, но они возвращались, не найдя адресата. Ни одной весточки от мужа с войны Анна Ивановна так и не получила. Один из братьев Григория, говорят, встретил его на войне, но никаких подробностей об этом неизвестно.  А в марте 1944-го пришла похоронка – убит.

После Победы  Анна Ивановна так и жила в Новоградке со своей матерью и растила сыновей. Работала в колхозе чабаном, пасла овец, стригла у них шерсть и была в этом деле первой.

Уже спустя много лет потомки Григория Ивановича, два внука и четыре внучки, начали поиск хоть каких-то сведений о судьбе деда. В электронном архиве Министерства обороны нашли документ, уточняющий потери – список рядовых и сержантов, находившихся в действующей армии, связь с которыми прекращена в годы войны. Документ подтвердил гибель деда в марте 1944-го. Анжела Александровна настроена и дальше продолжить поиск, задействовать «Поисковое движение».

 

В пожелтевшем альбоме семьи нашей летопись,

Смотрит дед с фотографий совсем молодой.

Мы бы с ним обязательно в будущем

                                                                     встретились…

Только всё перечеркнуто страшной войной.

 

«В День Победы я обязательно пройду с портретом деда в «Бессмертном полку», чтобы мысленно сказать ему спасибо за то, что он жил, спасибо за моего отца и за то, что он вместе со всеми в 1941 году встал на защиту своей страны. Печально, что он прожил так мало. За Родину отдал жизнь! За свободу! За будущее! А значит, и за меня», – говорит с горечью и гордостью Анжела Рудяга.

 

Смоленская операция

Несмотря на численное превосходство немецкой армии и недостаток сил у советских солдат, Красной армии  всё же удалось, хоть и ценой значительных потерь, отвоевать Смоленск и сорвать дальнейшие планы немецкого командования. Смоленская операция имела крайне важное значение для дальнейшего хода войны, так как немцы потеряли возможность прямого наступления на Москву и вынуждены были из атакующих превратиться в обороняющихся. Стремительный план захвата СССР был сорван в очередной раз.

 

Фото Юлианны ФАЛЬШ

 

Елена МИТРОФАНОВА

Баннер
Баннер
Баннер