Сломался гаджет?

Статьи / Авто 24 апреля 2016 263

Что же делать в такой ситуации? «Не паниковать и не скандалить, – говорит Эльвира Фарзалиева, юрисконсульт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ЯНАО в гг. Ноябрьск и Муравленко». – Покупателям нужно понимать: закон «О защите прав потребителей» призван защищать интересы более слабой стороны, то есть клиента. Поэтому большинство споров решается именно в их пользу».

От сотовых до автомобилей

Согласно закону сотовые телефоны, ноутбуки, планшеты, плиты, машинки для стрижки волос и даже автомобили – это так называемые технически сложные товары. И правила обмена и возврата машины или персонального компьютера практически идентичны.

Что ж, давайте разбираться, какие права имеет потребитель, решивший сдать в ремонт по гарантии или обменять технически сложный товар.

Наверняка многие знают, что некачественный товар покупатель имеет право обменять или вернуть в течение 14 дней с момента приобретения. Также общеизвестно, что когда этот срок истек, получить свои деньги обратно или заменить приобретенный девайс на аналогичный можно только в том случае, если он имеет дефект, не подлежащий устранению, который проявляется неоднократно.

Но, оказывается, даже через два года после покупки еще можно рассчитывать на бесплатный ремонт гаджета или на его замену. «Например, покупатель приобрел мобильный телефон 18 месяцев назад, – говорит Эльвира Сумалиевна. – И вот сотовый ломается, а гарантия на него, допустим, была год. В таком случае всё равно можно потребовать провести ремонт за счет магазина или производителя устройства или даже вообще заменить товар. Правда, покупателю в таком случае нужно будет доказать, что недостаток, из-за которого случилась поломка, появился до того, как он купил телефон, или по причинам, возникшим до этого момента. Как правило, в качестве доказательства используется заключение, составленное экспертом».

Ближайший сервисный центр, где можно получить заключение, находится в Ноябрьске.

Если продавец отказывается принимать устройство, то покупателю необходимо написать претензию в свободной форме. В ней нужно перечислить технические недостатки, из-за которых он хочет сдать в ремонт или заменить устройство. В течение десяти дней магазин должен ответить в письменной форме.

«За консультацией к нам обратился потребитель, купивший телевизор стоимостью около 50 тысяч рублей, который быстро сломался, – рассказывает Эльвира Сумалиевна. – При разговоре с продавцом ему дали понять, что возвращать деньги или менять товар не будут. Мы помогли покупателю составить претензию, и не прошло и недели, как проблема была решена».

45 дней

Если продавец всё-таки согласился принять сломавшееся устройство, то в соответствии с законом срок ремонта не может превышать 45 дней, причем, даже если для гарантийного обслуживания его отправили в другой город.

«Когда покупатель сдает какой-либо товар, сотрудник магазина или сервисного центра обязан предоставить потребителю акт, в котором будет указано: название гаджета, модель, артикул, серийный номер, а главное – срок устранения недостатков, – говорит Эльвира Фарзалиева. – Также в акте должна стоять дата его заключения, подписи сторон и печать продавца».

При возврате потребителю средств за товар продавец обязан вернуть ему сумму, уплаченную за гаджет в момент покупки. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт покупки, не является основанием для отказа в обмене товара или возврате за него денег.

Замена на время ремонта

Покупатель, отдавший гаджет на гарантийное обслуживание, испытывает определенные неудобства, так как ремонтные работы могут длиться больше месяца. И на это время продавец в ряде случаев в течение трех дней обязан предоставить потребителю аналогичный товар.

Во временное пользование,  согласно закону, не дадут крупную технику: автомобили, мотоциклы и т. п. А также гаджеты, которые используются для приготовления пищи, термической обработки продуктов и устройства, применяющиеся в медицинских целях. Телефоны, телевизоры, планшеты, компьютеры или их комплектующие – должны предоставить. Но есть нюанс: если потребитель принесет в ремонт дорогой смартфон последней модели, то вместо него ему, скорее всего, дадут самый обычный кнопочный телефон, объснив это тем, что основная функция телефона – совершать звонки.

Полный перечень товаров, не подлежащих замене на время ремонта, закреплен постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Мы попытались отразить все нюансы обмена или возврата технически сложных товаров. Но за дополнительной консультацией можно обратиться в «Центр гигиены и эпидемиологии ЯНАО в гг. Ноябрьск и Муравленко». В нашем городе он расположен по адресу: улица Муравленко, 25, телефон: 26-9-92.

 

Фото Юлианны Фальш

Евгений ЧЕРНИГОВСКИЙ

Баннер
Баннер
Баннер