5 февраля 2021
Автор: Алёна Гафарова

Ирина и Игорь были женаты около двух лет, когда супругу пришлось сменить место работы, и с деньгами стало туго. Ирина, находясь в декретном отпуске с пятимесячным сыном, рассчитывала на мужа-кормильца. Но Игорь всё чаще намекал, что неплохо бы и ей поработать. Сначала в шутку, потом более настойчиво. Ирина пыталась возражать, что ребенок еще совсем маленький. На что супруг отвечал: «Пока он спит, тебе всё равно делать нечего». И сам же нашел ей работу – лепить пельмени и вареники на заказ.

Оглядываясь назад, Ирина понимает, что это был довольно громкий сигнал тревоги, но тогда решимости противостоять мужу ей не хватило. Молодая женщина очень уставала, практически перестала смотреть на себя в зеркало и ничего не успевала по хозяйству. Игорь был недоволен обстановкой в доме, поэтому возвращался минимум с пятью банками пива, а иногда и с бутылкой водки. Еще больше его раздражали упреки в том, что на спиртное деньги почему-то находятся. И однажды он дал полную волю своему раздражению. Потом объяснял, что хотел не ударить, а слегка толкнуть, просто не рассчитал силы…

– Насилие иногда воспринимается как конфликт. Однако в конфликте, как правило, партнеры или противоборствующие стороны имеют равную степень высказанности, отстаивания своей точки зрения. В насилии же только одному «позволено» говорить, а второй должен молчать, подчиняться. И любое выражение своих мыслей вызывает агрессию и желание унизить, подавить волю другого, – отмечает педагог-психолог Центра социального обслуживания населения Татьяна Рачкова.

Бытовое насилие случается в разных семьях. Абьюзеры – это люди разных возрастов, социального положения, образования и достатка. От насилия в семье страдают жены, дети, пожилые родители и родственники, живущие под одной крышей с тираном, в редких случаях ему подвергаются и мужчины, но в большинстве случаев – женщины.

«Сама во всём виновата»

Еженедельно на консультацию к адвокату Марине Елисеевой по вопросам домашнего насилия обращаются несколько человек. Но только в пяти из ста случаев дело доходит до того, чтобы агрессор был привлечен к ответственности. Очень часто жертвы насилия не обращаются в правоохранительные органы, а многие даже родным не рассказывают о проблемах в семье. Одни не хотят выносить сор из избы, а другие слепо верят поговорке: «Бьет – значит любит». Нередко движет жертвой убеждение, что брак должен быть один и на всю жизнь и его надо сохранять во что бы то ни стало, особенно ради детей. Давление со стороны партнера, обвинения во всех проблемах, постоянные унижения, критика, контроль и угрозы приводят к тому, что со временем женщина начинает верить в свою несостоятельность, считает себя виновной, видит ситуацию безвыходной, и, соответственно, продолжает жить в нездоровых отношениях. Усугубляет ситуацию и экономическая зависимость от партнера. К слову, в Муравленко не первый год обсуждается необходимость создания кризисного центра для жертв домашнего насилия. На сегодняшний день этот вопрос остается открытым.

Распознать абьюзера

Окажись домашний мучитель просто злодеем, с ним было бы проще расстаться. Но нередко женщины, подвергшиеся домашнему насилию, прощают мужа или сожителя, который после применения кулаков становится особенно нежным и заботливым, умоляет о прощении и обещает «больше никогда-никогда». В отношениях ненадолго наступает «медовый месяц». У женщин он порождает надежду на то, что побои и унижения больше не повторятся. Но увы! Как говорят психологи, раз за разом выплески гнева агрессора становятся более жестокими, период примирения, напротив, уменьшается, а со временем может исчезнуть совсем.

Распознать человека, склонного к насилию, можно уже на ранних этапах отношений. Его выдают стремление к тотальному контролю, неуважение к чужим желаниям и мнениям.

– Если мужчина всегда хочет знать, что вы делали, с кем общались, куда собираетесь и зачем, и эти вопросы задаются жестким тоном и требуют немедленного ответа, причем вовсе не с целью помочь и обеспечить вашу безопасность, можно говорить о том, что он стремится властвовать и требует подчинения, – отмечает педагог-психолог Центра социального обслуживания населения Татьяна Рачкова. – Насторожить девушку должно и наличие у партнера гендерных стереотипов из серии «место женщины на кухне».

Чтобы выйти из токсичных отношений или набраться решимости вовсе их прекратить, женщине надо перестать чувствовать себя жертвой. Поможет в этом психолог. В Муравленко помощь оказывают бесплатно в Центре соцобслуживания населения. В том числе и по телефону: 8 (34938) 29-2-05. Телефонные звонки не записываются. Можно не называть себя и в любой момент закончить разговор.

Если вы стали жертвой насилия, вам угрожают физической расправой, можно обратиться за консультацией к председателю общественной организации «Женщины Муравленко» Валентине Полыновой по телефону: 8 932 050-86-80. Общественники, среди которых есть и юристы, окажут бесплатную помощь и необходимое сопровождение.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер