Война не отпустила

16 октября 2020
Автор: Юлия Сидарюк

«Я не знаю, что такое война, не испытала ее ужасов. О Великой Отечественной войне знаю только из рассказов прадедушки, из книг, художественных и документальных фильмов... Сколько горя, слез и разрушений принесла война, не описать никакими словами. Миллионы пострадали – были ранены и убиты. А сколько детей осталось без крова, осиротело. Среди них есть и мои родственники, которые повзрослели раньше времени, заменили ушедших на фронт отцов и братьев, помогая матерям кормить семью».

«Москва и Ленинград, Одесса и Севастополь, Киев, Минск, Смоленск… Да разве перечислишь все места, где происходили бои? Многие не вернулись с полей сражений. А если и вернулись, то из-за тяжелых ранений прожили совсем недолго. Среди таких воинов были мои прадеды по линии отца – Николай Вячес­лавович Алексеев и Андрей Васильевич Попов», – рассказывает жительница нашего города Ирина Иванова.

В болотах под Ленинградом

Николай Алексеев родился в деревне Воскресенской Палкинского района Костромской области в 1912 году. В родной деревне прошли его младенчество и юность. И хотя учиться ему всегда нравилось, школу окончить не удалось – только три класса. Несмотря на это, без профессии не остался, работал ветеринарным фельдшером.

«Когда началась война, моему прадеду было 29 лет. Хоть и молодой, но уже вполне зрелый и семейный человек, – продолжает свой рассказ Ирина. – Прадед ушел на фронт, оставив дома жену Клавдию Фёдоровну и малолетних детей – дочку Валю и сыновей Борю и Серёжу. На их долю тоже досталось немало. Поколение тех лет взрослело рано. Мальчишки и девчонки не играли в «войнушку», они жили по суровым законам военного времени».

Прадедушка Ирины был призван Палкинским военкоматом на действительную военную службу уже в июле 1941 года. Начались фронтовые будни. Рядовой Алексеев военную присягу принял в октябре 1941 года в воинской части Костромского военно-пересыльного пункта. Почти всю войну стрелок Алексеев прошел в составе 1015-го стрелкового полка 285-й стрелковой Домбровской ордена Богдана Хмельницкого дивизии. С августа 1941 года дивизия участвовала в боях за оборону Ленинграда. В январе 1942-го 1015-й стрелковый полк Алексеева попал в окружение, из которого вышел с минимальными потерями. Но уже к апрелю 1942 года от дивизии осталось меньше половины штатного состава… Весь этот год и большую часть следующего, 1943-го, дивизия вела бои приблизительно в том же самом районе, в болотистой местности на подступах к Ленинграду.

Негоден к строевой

Предположительно в это время Николай Алексеев и получил свои множественные ранения – в голову, спину и ногу. После продолжительного лечения в госпитале на период длительного восстановления его отправили домой. В ноябре 1944 года военно-врачебной комиссией рядовой Алексеев был признан негодным к строевой службе и направлен в 8-й запасной железнодорожный эксплуатационный полк, базировавшийся в Калинине. За мужество, проявленное в бою, он награжден медалью «За боевые заслуги».

«В суровые фронтовые годы ему пришлось немало испытать и пережить. Сражался их полк в тяжелых условиях болотистой местности, часто не имея хорошего питания, обмундирования, снаряжения и боеприпасов. Но, несмотря ни на что, наши прадеды преодолели ненавистного врага! – с волнением говорит правнучка героя. – Похоронен мой прадедушка Николай Вячеславович Алексеев в родной деревне Воскресенской в 1949 году. Война закончилась, но тяжелые ранения, полученные в боях, и суровые условия военного времени сделали свое дело…».

Дочку так и не увидел

О втором своем прадеде по отцовской линии – Андрее Васильевиче Попове – Ирина знает совсем немного.

«Бабушка рассказывала, что домой его отец во время войны приходил дважды, и каждый раз после тяжелого ранения. После первого долго лечился в госпитале. Выписавшись, пришел на побывку домой – и снова на фронт, в бой. После последнего ранения – уже в голову – он ослеп. Привезли его к прабабушке, а бабушке моей тогда был всего месяц. Отец ее только руками ощущал, а вскоре умер от ран, так и не увидев свою дочку, – со слезами на глазах рассказывает Ирина. Похоронен мой прадедушка Андрей Васильевич Попов в селе Обухово Притобольного района Курганской области. Мы знаем о нем очень мало – только по рассказам бабушки. Она, в свою очередь, – со слов своей мамы. Когда прадед ослеп, прабабушка ухаживала за ним, и умер он у нее на руках».

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер